НП ОБРАЗОВАНИЕ

национальныепроекты.рф

Обмен опытом »
Главная »Каталог статей» Медиатека » Обмен опытом

Методическая разработка для организации самостоятельной работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.
В современной школе одной из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности, которая является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Как и многих учителей начальных классов, меня волновала проблема безграмотного письма учащихся, неумение "видеть" орфограммы в словах. Неумение выделять орфограммы на письме -одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Работа над ошибками — неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Необходимо каждого обучающегося научить работать над своими ошибками самостоятельно. Ежедневное выполнение работы над ошибками - важнейшее условие формирования и развития орфографической грамотности обучающихся. От проведения работы над ошибками зависит развитие умения у обучающихся орфографически правильно писать слова, точно употреблять их в речи для выражения своих мыслей, строить предложения и связный рассказ. На уроках русского языка важно строить работу над ошибками так, чтобы обучающиеся могли отработать орфограммы, изучаемые в начальной школе, расширить словарный запас, развить орфографическую зоркость, вспомнить все правила, уметь применять эти правила на практике.
Эффективность работы над ошибками в условиях школы зависит от:
•    систематичности её проведения;
•    разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;
•    от максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;
•    от наличия индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Работа над ошибками - это систематическое повторение изученного ранее орфографического материала. Она должна проводиться ежедневно, начиная уже с первого класса, чтобы дети научились не только находить ошибки, но и самостоятельно исправлять их. В 1 классе эта работа проводится под руководством учителя, а во 2-4 классах - должна носить более самостоятельный характер.
Данная методическая разработка составлена в соответствии с прохождением орфограмм по учебнику В. П. Канакиной (Школа России, ФГОС) и представлена в виде таблицы, где указан вид ошибки (орфограммы), пояснение по выполнению работы в двух частях (1 - обязательная часть, 2 - творческая), некоторые правила по видам ошибок, образцы выполнения заданий. Памятка может пополняться по мере изучения орфограмм, поэтому охватывает период начальной школы. Учитель может варьировать виды заданий по своему усмотрению: задания обязательной части № 1 могут быть использованы в 1-2 классах, а № 2 и № 3 - в 3-4 классах.
Кроме данной таблицы, можно использовать памятку по разным видам исправлений ошибок.
1.    Запиши это слово правильно 2-3 раза, подчеркни орфограмму.
2.    Запиши это слово правильно, подбери к нему проверочное слово.
3.    Запиши это слово правильно, подчеркни орфограмму, запиши ещё два слова на данное правило.
4.    Запиши все предложение заново без ошибок.
При проверке работ учащихся 1-го и 2-го классов целесообразно перечёркивать неправильную букву, писать над ней правильную, а на полях записывать номер орфограммы, над которой ученик должен поработать. У каждого ученика памятка в наличии. В работах учащихся 3-го и 4 -го классов над перечёркнутой буквой правильную писать не следует, как и номер орфограммы, так как дети уже сами должны уметь характеризовать ошибки по видам орфограмм.

Методическая разработка для организации самостоятельной работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы, составленная учителем начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова МО город Армавир Краснодарского края Степановой Ольги Владимировны
Категория: Обмен опытом | Добавил: admin (30.08.2023)
Просмотров: 62
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0