Обмен опытом »
Главная »Каталог статей» Медиатека » Обмен опытом |
О направлении методических материалов городского семинара-практикума
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ городского семинара-практикума «Структура индивидуального образовательного маршрута обучающегося» в рамках реализации муниципальной ПРОГРАММЫ повышения профессиональной компетенции педагогов в области организации работы с одаренными и мотивированными школьниками
Часть 1. Понятие индивидуального образовательного маршрута Реализация Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования предполагает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, создание развивающей образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, стимулирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, поэтому в настоящее время особое внимание уделяется разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это персонифицированная учебная программа для школьника, составленная на обозначенный промежуток времени. Такая программа отражает конкретные задачи и цели, которые должен достичь обучающийся, а также его способности, возможности на текущий момент, состояние здоровья и прочие личные показатели. Немаловажно и то, что в рамках реализации ИОМ не предполагается сравнение (рейтинг) школьника со сверстниками. Учет достижений и динамики проводится только по его индивидуальным показателям за определённый период. По сути, это определение пути (маршрута) ребенка к своему максимуму. Индивидуальный образовательный маршрут используется для следующих категорий обучающихся: детей, показывающих высокую динамику достижений и мотивированных на получение знаний, одаренных детей; детей, показывающих низкую динамику достижений, являющимися детьми с особыми образовательными потребностями; детей, имеющих статус «дети с ОВЗ», «детей-инвалидов». Универсального рецепта создания ИОМ на сегодняшний день нет. Способ построения ИОМ характеризует особенности обучения ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носит пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут одновременно на весь период, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся. Это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты. Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами, потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательной организации удовлетворения образовательных потребностей обучающихся; возможностями материально-технической базы образовательной организации. В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения ребенка к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Задание 1. Прочитайте текст «Понятие индивидуального образовательного маршрута» и заполните таблицу 1. Понятие индивидуального образовательного маршрута В течение достаточно долгого периода времени в нашей системе образования под индивидуализацией понимали учет индивидуальных особенностей личности, ее способностей, возможностей, знаний, опыта при организации и осуществлении образовательного процесса. Чаще всего в рамках данного подхода не предполагалось получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а скорее работа была направлена на получение им требуемого объема знаний. В большей степени индивидуализация осуществлялась через подходы к внешне выраженной дифференциации. Постепенно представления научного и педагогического сообщества об индивидуализации образовательного процесса несколько углубились и изменились. Большую роль в этом сыграли исследования представителей школы А.П.Тряпициной (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, Ю.Ф. Тимофеева и др.), которые рассматривали индивидуализацию как процесс проектирования и разработки индивидуальной образовательной программы обучающегося. Основанием для выбора индивидуального образовательного маршрута являются индивидуальные характеристики личности ребенка – его жизненные планы, достигнутый уровень учебной и социальной успешности, состояние здоровья. Вместе с тем, такой подход не предполагает, что обучающийся является субъектом проектирования своего образовательного маршрута: у ребенка и его родителей есть возможность выбора только из программ, предлагаемых образовательной организацией, а результатом прохождения индивидуального образовательного маршрута при этом считается достижение определенного уровня образованности, к числу которых относятся грамотность, функциональная грамотность и компетентность. В настоящее время идея индивидуального образовательного маршрута рассматривается в личностно ориентированном контексте, как путь ребенка к самому себе, к своему «индивидуальному максимуму». Е.А.Александрова, Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский и др. определяют индивидуальный образовательный маршрут как разработанную обучающимся совместно с педагогами программу собственной образовательной деятельности, в которой отражаются понимание им целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования, предметной направленности образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями общества, результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности. И на сегодняшний день сохраняется неоднозначное трактование понятия «индивидуальный образовательный маршрут обучающегося», которое тесно связано с такими понятиями как «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальная образовательная программа». Академик А. В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как осознанный выбор необходимых компонентов содержания образования (цели обучения, выполнимые задачи, доступные формы и методы работы, темп деятельности, личностная составляющая, способы и формы контроля и оценки проделанной работы). Кроме того, в научной и методической литературе данное понятие может определяться и как персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» обладает более широким значением, чем «индивидуальный образовательный маршрут» и предполагает несколько направлений реализации содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут), деятельностное (специальные педагогические технологии), процессуальное (организационный аспект). В свою очередь, индивидуальная образовательная программа чаще всего рассматривается исследователями как механизм индивидуализации образования, связывающий для обучающегося воедино намерения, образ результата обучения и средства его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к цели. Следовательно, индивидуальная образовательная программа – это технологическое средство реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, в свою очередь, определяется его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования и является структурированной программой действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения в рамках освоения индивидуальной образовательной программы. Таким образом, ИОМ — это вариативная структура образовательной деятельности обучающегося, учитывающая его личные особенности, позволяющая реализовать личностный потенциал ученика при сохранении активной личной позиции обучающегося, и обеспечивающая достижение планируемых образовательных результатов. Часть 2. Выбор методики построения, разработка и внедрение индивидуальных обучающих маршрутов обучающихся При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать: Степень усвоения учащимися предшествующего материала. Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении. Степень сформированности социальных и познавательных мотивов. Степень сформированности уровня учебной деятельности. Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.). Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различными способами: Занятие в творческом объединении. Образовательный маршрут может предполагать углубленное изучение одной темы. Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы. Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности обучающегося педагог проводит консультации в процессе выполнения заданий. Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы. Методика построения индивидуального образовательного маршрута Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его общеобразовательной программе. Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями. Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основным требованиям которых является систематичность и последовательность, довольно затруднительно. Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу несколько концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, потом третий. Этот принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий - логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При таком способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности учащихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности. Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся Примерная схема для педагога, разрабатывающего индивидуальный образовательный маршрут: 1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности). 2. Обозначить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. 3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы. 4. Предусмотреть участие родителей. 5. Определить способы оценки успехов обучающегося. Скачать методические материалы семинара для организации работы педагогов с одаренными и мотивированными школьниками | |
Категория: Обмен опытом | Добавил: admin (14.02.2022) | |
Просмотров: 717 |
Всего комментариев: 0 | |
Подписаться
RSS