Кубановедение »
Главная »Каталог статей» Медиатека » Кубановедение |
Муниципальная целевая программа «За Веру, Кубань и Отечество!»
Муниципальная целевая программа по реализации Концепции развития общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества по духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию учащихся образовательных учреждений муниципального образования г. Армавира Краснодарского края «За Веру, Кубань и Отечество!» Утверждена: Приказом управления образования администрации г. Армавира Начальник управления образования администрации города Армавир Н.В. Степовая Согласована: Приказом атамана Армавирского районного казачьего общества ККВ А.С.Агапов Авторы программы: Директор МБУ ЦРО Мартынова Ольга Викторовна Атаман АРКО ККВ Агапов Анатолий Семенович Заведующий кафедрой религиозно-философских дисциплин, кандидат философских наук, протоиерей Павел Калинин Рецензенты программы: Начальник управления образования, заслуженный учитель Кубани, Отличник народного просвещения Степовая Надежда Васильевна Доктор философских наук, профессор Похилько Александр Дмитриевич Доктор педагогических наук, профессор Стуканов Александр Петрович Кандидат исторических наук Кузнецов Александр Викторович Пояснительная записка Муниципальная целевая программа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания направлена на формирование у подрастающего поколения кубанской молодёжи жизненной потребности в укреплении гражданственности и патриотизма через духовно-нравственное просвещение и деятельное участие в изучении, сохранении и обогащении культуры казачества и народов Северного Кавказа. Направления муниципальной целевой программы 1. Духовно-нравственное направление. 2. Военно-патриотическое направление. 3. Культурологическое направление. 4. Оборонно-спортивное направление. Данная программа «За Веру, Кубань и Отечество!» предназначена для общеобразовательных учреждений, имеющих группы, классы казачьей направленности. Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся на основе авторских образовательных программ: 1) коллектива ККИДППО Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Чуп О.В. «Образовательная программа дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества». Адм. Краснодарского края Департамент по делам казачества, Кубан. Казачье войско. ККИДППО, Краснодар «Традиция», 2009. 2) «История кубанского казачества» Ратушняк В.Н. док. истор. наук, профессор, Ратушняк О.В. канд. истор. наук, доцент, Мирук М.В. первый проректор ККИДППО. Адм. Краснодарского края Департамент по делам казачества, Кубан. Казачье войско. ККИДППО, Краснодар «Традиция», 2009. В письме Министерства Образования РФ № 15-51-691/15-01-21 от 21 августа 2002 г. «О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» за подписью зам. министра Образования КоврижныхЮ.В. обращается внимание на пункт 7 государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» учрежденной постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001г. № 122 в каждом субъекте РФ создать региональные центры по патриотическому воспитанию, а также Постановление главы администрации Краснодарского края за № 799 от 11.02.2004г. создать казачьи классы с углубленным изучением регионального компонента под патронажем Кубанского казачьего войска, РПЦ и Министерства образования и науки Краснодарского края. Правовая основа программы представлена следующими нормативными актами: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года № 909, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р, Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года № 201, Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов». Устав Краснодарского края, Закон Краснодарского края от 9 октября 1995 года № 15-КЗ «О реабилитации кубанского казачества», Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1264-КЗ «О государственной политике в сфере сохранения традиционной народной культуры в Краснодарском крае», Концепция патриотического воспитания населения Краснодарского края, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 19 июня 2006 года № 2320-П, постановление главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 года № 799 «Об утверждении Положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края», постановление главы администрации Краснодарского края от 18 апреля 2001 года № 300 «О подготовке к военной службе и военно-патриотическом воспитании молодежи края». Программа позволит реализовать основные положения краевой Концепции развития общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества с учётом социо-культурной специфики народов Северного Кавказа и казачества через культурологический подход. Изучение историко-культурной связи поколений поможет современной молодёжи края развивать духовное единство в борьбе с национализмом, сепаратизмом, религиозным экстремизмом, а также в преодолении общественных пороков: пьянства, наркомании, правового нигилизма и жизненной апатии. Материалы программы «За Веру, Кубань и Отечество!» направлены на формирование целостного представления о значимости казачьей культуры в воспитании общечеловеческих ценностей: чести, достоинства, чувства долга перед семьёй, обществом и государством. Реализация программы в общеобразовательных учреждениях муниципального образования г. Армавир позволит наиболее эффективно вести воспитательную работу среди кубанской молодёжи, осознающей роль значимости казачьего воспитания в истории края и России в целом. Цель программы: Сформировать социально-активную, всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и военно-патриотических традиций Кубанского казачества как особой народности, имеющей самосознание защитника Отечества, оберегающего мир многоконфессиональных и многонациональных народов Северного Кавказа, стремящуюся к возрождению, сохранению и преумножению достижений самобытной культуры родного края. Задачи программы: 1. Вооружить учащихся знаниями об аксиологических ценностях казачьей культуры как средством противостояния бездуховности, безнравственности и нигилизму. 2. Познакомить учащихся с особенностями социокультурного уклада жизни кубанского казачества как героического защитника братской семьи народов Северного Кавказа. 3. Развить жизненную потребность в сохранении исторических традиций гражданственности и патриотизма кубанских казаков, несущих личности морально - нравственные и духовные идеалы. 4. Воспитать школьников в духе преданности свой Отчизне, стремления внести свой собственный вклад в обогащение духовно-нравственной культуры казачества и народов Северного Кавказа. 5. Сформировать одухотворенную личность гражданина, патриота, семьянина и труженика, оберегающего мир многонациональных и многоконфессиональных народов Кубани. Условия для реализации программы: Эффективная работа МБУ «Центр развития образования», городских методических объединений учителей гуманитарного цикла над созданием и реализацией организационно-методической базы в сфере воспитательной и образовательной деятельности, опирающейся на историко-культурные традиции кубанской этнопедагогики. 1. Деятельное сотрудничество со средствами массовой информации, освещающими и пропагандирующими приоритет духовно-нравственных ценностей и военно-патриотических традиций воспитания в классах и группах казачьей направленности. 2. Активное участие в реализация краевых и муниципальных целевых программ, направленных на развитие ценностных идеалов казачьего воспитания. 3. Создание сетевой модели воспитания и образования, имеющей непрерывный характер воспитательного воздействия на участников образовательного процесса. 4. Усовершенствование системы воспитательной работы, построенной на основе теснейшего сотрудничества специалистов-гуманитариев с духовенством, казачеством, правоохранительными службами, военнослужащими, а также со спортивными школами, секциями, военно-патриотическими клубами и молодёжными организациями города и края. Желаемый результат реализации программы 1) создание учебно-методических пособий и рекомендаций, отвечающих современным требованиям в области образования и этнопедагогики по воспитательной работе с различными возрастными категориями кубанской молодёжи, а также распространение передового опыта в области казачьего воспитания гражданина, семьянина и патриота; 2) формирование сетевой практико-ориентированной модели казачьего образования и воспитания в молодёжной среде; 3) усовершенствование системы воспитательной работы учителей со школьниками разных национальностей, направленной на укрепление духа братского единства среди многонациональных и многоконфессиональных народов Северного Кавказа; 4) эффективное функционирование системы воспитательной работы по выработке долговременной социальной мотивации казачьего образования и компетенций воина-труженика, формированию гражданского сознания патриота Кубани, имеющего позитивную жизненную активность, умеющего самостоятельно делать выбор, принимать решения, нести ответственность, готового к действенному служению Отечеству; 5) оптимизация и совершенствование воспитательной работы на основе взаимодействия управления образования, Центра развития образования, казачества, духовенства, отделов культуры и спорта, управления внутренних дел и военкомата по повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, формированию здорового образа жизни. Внедрение муниципальной целевой программы Этап внедрения муниципальной программы осуществляется под контролем специалистов управления образования, МБУ «Центр развития образования», при участии ГМО учителей истории, кубановедения, ОПК и ОРКСЭ, казачества, духовенства. В задачи специалистов входит налаживание связей и взаимодействия между всеми звеньями и элементами программы, контроль за ходом ее осуществления, внесение в необходимых случаях корректив в программу и планы подготовки учителей. Учебная программа «За Веру, Кубань и Отечество!» рассчитана на 12 часов в год в каждом классе (группе) казачьей направленности из расчёта 1 час в неделю, исходя из учебного плана образовательного учреждения и плана воспитательной работы классного руководителя. Учебный курс содержит в себе следующие темы: 2 класс 1. Введение. Символика Краснодарского края и кубанского казачества. 2. Кубанские пословицы и поговорки. 3. Казачий фольклор. 4. Нравственные ценности казачьей семьи. 5. Семейные традиции казаков. 6. Семейный фотоальбом. 7. Быт казачьей семьи. 8. Индивидуальный и коллективный труд в казачьей семье. 9. Поклонные кресты и памятники. 10. Особенности вероисповедания казаков. 11. Воспитание казака-воина, Кодекс казачьей чести. 12. Почитание георгиевских кавалеров в казачестве. 3 класс 1. Введение. Символика Краснодарского края и кубанского казачества. 2. Этнографические традиции казаков Кубани. 3. Кубанские народные сказки и легенды. 4. Родословная семьи. 5. Семейные реликвии. 6. Роль женщины-казачки в традиционной казачьей семье. 7. Казачий курень и хозяйственная деятельность казака. 8. Декоративно-прикладное искусство в украшении оружия, формы, сбруи. 9. Поминовение казаков-героев. 10. Крест, икона и молитва в жизни казака. 11. Жизнь казака от крещения до поминовения. 12. Воинская доблесть казака. 4 класс 1. Введение. Символика Краснодарского края и кубанского казачества. 2. Казачья вольница. 3. Обрядовый фольклор традиционной казачьей культуры. 4. Домострой в казачьей семье. 5. Воспитание казачки – хранительницы традиций казачьей семьи. 6. Жизненный уклад казачьей станицы и хутора. 7. Ратный труд и мирская жизнь казачества. 8. Специфика кубанского орнамента в предметах быта и одежды. 9. Памятники кубанских станиц. 10. Крещение и крестные родители. 11. Православные праздники в казачьей семье. 12. Казачьи чины. 5 класс 1. Введение. Гимн, герб и флаг России и Кубани в сознании казачества. 2. Этноспецифика кубанских казаков. 3. Традиционные ремёсла казаков. 4. Оружейное дело и металлообработка. 5. Кубанская кухня. 6. Войсковой храм – как памятник казачьей доблести. 7. Казачья присяга. 8. Казаки на службе «За веру, царя и Отечество». 9. Казачьи регалии. 10. Участие казаков в русско-турецких войнах XVIII века. 11. Боевой путь кубанских казаков в Отечественной войне 1812 года. 12. Войсковая организация линейного казачества. 6 класс 1. Введение. Гимн, герб и флаг России и Кубани в сознании казачества. 2. Первые казаки на Кубани. 3. История семьи в истории Кубани. 4. История в лицах, казачьи атаманы. 5. Возникновение Екатеринодара как войсковой столицы. 6. Формирование линейного казачества. 7. Особенности казачьей службы. 8. Казаки на императорской службе. 9. Традиции кубанских казаков в военной истории. 10. Взаимоотношения казачества с народами Северного Кавказа. 11. Почитание святой Екатерины и святого Георгия Победоносца у казаков. 12. Казачество и православие. Войсковые и церковные праздники. 7 класс 1. Введение. Гимн, герб и флаг России и Кубани в сознании казачества. 2. Историческая наука о происхождении казачества. 3. Политический курс российского самодержавия в отношении кубанского казачества. 4. Экономические и хозяйственные отношения кубанского казачества в XVIII веке. 5. Социальный состав и социальные противоречия черноморских казаков. 6. Способы содержания и уровень жизни кубанского казачества. 7. Участие казаков в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. 8. Казаки в военной истории освоения Северного Кавказа. 9. Исторический портрет казака времён Кавказской войны. 10. Подвиги казаков в военной истории XIX века. 11. Специфика службы линейцев в XIX веке. 12. Духовная культура кубанских казаков. 8 класс 1. Введение. Казачья символика и регалии. 2. Образование Черноморского войска. 3. Жалованная грамота Екатерины II. 4. Межконфессиональные и межнациональные отношения горцев и казачества. 5. Кавказская война. Этапы и особенности. 6. Участие казаков в Крымской войне 1853-1856 гг. 7. Боевой путь кубанских казаков во второй половине XIX века. 8. Социально-экономическое развитие Черноморского казачьего войска и линейного казачества Кубани. 9. Экономическая специфика развития казачьих хозяйств линейцев. 10. Семейные праздники и обряды казаков - линейцев. 11. Казачья самобытная культура как источник духовных сил воина-труженика. 12. Образование и воспитание казачьей молодёжи. 9 класс 1. Введение. Казачья символика и регалии. 2. Истоки казачьей самобытности. 3. Государственная политика русского самодержавия в отношении к казачеству в XV-XVII веках. 4. Казачья колонизация Северного Кавказа. 5. Казаки и старообрядчество. 6. Казаки в народных восстаниях и бунтах. 7. Социально экономическое развитие Кубанского казачества в конце XIX - начале XX веков. 8. Подвиги и потери казаков в годы первой мировой войны. 9. Кубанское казачество и Советское государство. 10. Голодомор и расказачивание. 11. Подвиги казаков в годы Великой Отечественной войны. 12. Православная церковь и Кубанское казачество в современной России. 10 класс 1. Введение. Кодекс казачьей чести. 2. Историография и источники казачьей истории. 3. Исторические источники о казаках и казачестве. 4. Казачьи атаманы и их заслуги в освоении Северного Кавказа. 5. Кубанские казаки в укреплении границ юга России. 6. Государственное реформирование казачьих войск. 7. Казачье дворянство. 8. Православная церковь и Кубанское казачество во второй половине XIX века. 9. Кубанское казачество в годы революционных смут. 10. Государственная политика большевиков в отношении казачества. 11. Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной войны. 12. Участие казаков в героической эпопее восстановления страны в послевоенный период. 11 класс 1. Введение. Казачий дух мессианства защитника России. 2. Возрождение кубанского казачества. 3. Учредительный съезд кубанских казаков (октябрь 1990 г.) 4. Государственная политика в отношении казачества в современной России. 5. Казаки на государственной службе в современной России. 6. Церковь и казачество в жизни современного общества. 7. Вклад самобытной казачьей культуры в воспитание и образование кубанской молодежи. 8. Современная казачья культура на пути укрепления духовности и патриотизма на Кубани. 9. Политическая жизнь и деятельность казачества в современной России. 10. Возвращение войсковых регалий и учреждение казачьих наград. 11. Традиции в казачьей культуре. Кубанский казачий хор. 12. Современное воспитание и образование казачьей направленности на Кубани. Реализация данного курса должна осуществляться учителями, имеющими соответствующую квалификационную профессиональную подготовку, классными руководителями казачьих классов образовательных учреждений, а также наставниками Армавирского городского казачьего общества (АГКО), закреплёнными за классами приказом атамана АГКО. Ряд тем, освещающих вопросы казачьих духовных традиций и православного воспитания воина-труженика, должны изучаться с привлечением священнослужителей. Для вовлечения родителей и семей школьников в программу рекомендуется согласно плану мероприятий по воспитательной работы образовательного учреждения и АГКО принимать участие в днях Воинской славы, религиозных праздниках, парадах, спортивных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, школьных мероприятиях по истории Краснодарского края и казачества. Внедрение программы осуществляется согласно приказу управления образования муниципального образования г. Армавир от № « » с 15 ноября 2012 года. Библиография 1. Агафонов О.В. Казачьи войска Российской империи. М., 1995. 2. Алексеенко И.И. Репрессии на Кубани и на Северном Кавказе в 30-е годы 20 века. Краснодар, 1993. 3. Байбурин А.К.Ритуал в традиционной культуре. СПб, - 1993. 4. Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993. 5. Бардадын В. Казачий курень. Краснодар, 1992. 6. Беловолов В.Н. Казаки и вермахт. Ленинградская, 2003. 7. Белое дело: Кубань и Добровольческая армия / сост. С.В. Карпенко. М., 1992. 8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков. Краснодар, 1999. 9. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества, Краснодар, 2003. 10. Бондарь Н.И. Святой угол. Народное творчество, 1998 №2. 11. Бондарь Н.И. Традиционная культура Кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар, 1999. 12. Борисова О.Г. Кубанский говор. Материалы к словарю. Краснодар, 2005. 13. Бугай Н.Ф. Казаки России: отторжение, признание, возрождение (1917-90-е годы). М., 2000. 14. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966. 15. Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточно- славянского населения Кубани. Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000. 16. Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне. М., 1994. 17. Воскобойников Г.Л. Казачество в Русско-японской войне (1904-1905). Ростов-н/Д, 1995. 18. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках. Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002 12.3аградская С. Свадьба Кубанских казаков. М., 1987. 19. Деникин А.И. О Гражданской войне на Кубани (Очерки русской смуты). Любое издание. 20. Заградская С. Свадьба Кубанских казаков. М., 1987. 21. Заградская С. Свадьба Кубанских казаков. М., 1987. 22. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Краснодар, 2007. т.1, т.2. 23. Казачество в Октябрьской революции и гражданской войне. Черкесск, 1984. 24. Казачество: Энциклопедия. М., 2003, 2008. 25. Кислицын С.А. Государство и раскулачивание 1917-1945 гг.: Учебн. Пособие. Ростов-н/Д, 1996. 26. Козлов А.И. Возрождение казачества. Ростов-н/Д, 1995. 27. Козлов Сергей. Кавказ в судьбах казачества (16-18). СПб., 2002. 28. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М.-1995. 29. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец 18 в. -1917г.). Краснодар, 2000. 30. Матвеев О.В. Слово о Кубанском казачестве. Краснодар, 1995. 31. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории Кубанского казачества. Краснодар- 2007. 32. Осколков Е.Н. Голод 1932-1933. Ростов-н/Д, 1991. 33. Перехов Я.А. Власть и казачество: поиск согласия. Ростов-н/Д, 1997. 34. Попова О.С. Традиционная культура и православие. Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007. 35. Раев М. Россия за рубежом. М., 1994. 36. Ратушняк О.В. Донское и кубанское казачество в эмиграции (1920- 1939 гг.). Краснодар, 1997. 37. Российское казачество. Научно-справочное издание/ отв. Ред. Т.В.Таболина М., 2003. 38. Фролов Б.Е. Оружие Кубанских казаков, Краснодар, 2002. 39. Футорянский Л.И. Казачество России на фронтах Великой Отечественной войны. Оренбург, 2006. 40. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар, 1999. 41. Якаев С.Н. Одиссея казачьих регалий. Кубанское казачество за рубежом. Краснодар, 1992. | |
Категория: Кубановедение | Добавил: my-cro (08.11.2012) | |
Просмотров: 4449 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |
Подписаться
RSS