НП ОБРАЗОВАНИЕ

национальныепроекты.рф

Обмен опытом »
Главная »Каталог статей» Медиатека » Обмен опытом

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока охраны окружающей среды «Экология и культура – будущее России»
Этот год – год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 г. № 1157)
Сегодня нам надо решать многие насущные проблемы, их нельзя отложить на потом. Надо думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. Но при этом нельзя забывать о том, что все это надо делать не в ущерб для нашей планеты. Те, кто считает себя в ответе за то, чтобы мы этого не забыли и знали, как это сделать, называют себя экологами. Что же такое экология сегодня? Экология сегодня – это не только наука, это мировоззрение, отношение к себе, позиционирование себя в этом мире, это и политика, и экономика, и культура.
Оказалось, что решать экологические проблемы в отрыве от решения важных экономических и социальных задач не получается, поэтому надо сделать так, чтобы все эти задачи решались одновременно и чтобы в ходе нашего развития природе не становилось хуже. И это нужно не только ей, но и нам. От нашего неверного поведения социальные и природные аномалии становятся «нормой» жизни. Когда природе становится плохо и нам нелегко. Нельзя быть здоровым в «больной» среде. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром. Неслучайно это слово означает и то, и другое. Такой путь развития сегодня называется устойчивым развитием. А правила верного поведения записаны в «Хартии Земли».
На самом большом форуме в истории человечества в прошлом году в Рио-де-Жанейро, главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе, которая называется «Будущее, которого мы хотим». Как же туда попасть, в это будущее, которого мы так хотим? Что для этого надо делать?
Главное, стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и все больше использовать свои изобретения. Этот завет экологов и есть основа модернизации и инновационного пути развития, который выбрала наша страна. Сегодня такой путь развития и такую экономику называют «зелеными», то есть дружелюбными по отношению к природе, а значит и к нам с вами. Надо бережно относиться к природе. Использовать лучшие технологии, чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.
Экология – от слова «дом», это – наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить красиво в гармонии с природой. Экологи вместе с работниками культуры – наверное, самые дальновидные люди. Они всегда хорошо понимают друг друга. Их забота – сохранение и приумножение культурного и природного богатства. А это и есть основа нашего развития. По тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год – год экологии, а следующий год будет годом культуры. Экология и культура – будущее России.
Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.
Примерные вопросы для обсуждения
1. Какие глобальные и локальные экологические проблемы существуют сегодня (в мире, нашей стране, нашем регионе, городе/посёлке, доме)? В чем их причина? Как их решать?
2. Почему нам так нужна природа/окружающая природная среда?
3. Можно ли быть здоровым в «больной» среде? (Концепция здоровья среды).
4. Что такое экология сегодня? (Экология – наука о доме. Экология в жизни каждого человека. Мир вокруг нас).
5. Как жить дальше, как попасть в «Будущее, которого мы хотим»?
6. Каковы правила поведения для устойчивого развития? (Конституция Российской Федерации как гарантия права каждого гражданина России на благоприятную окружающую среду. Концепция устойчивого развития Российской Федерации. Международная инициатива «Хартия Земли»).
7. Каковы перспективы развития человечества? (Современные приоритеты развития. Концепция устойчивого развития. Цели устойчивого развития).
8. Что может сделать каждый, чтобы жить в мире с окружающим миром?
План урока
Продолжительность урока - 45 минут.
Общий план урока может предусматривать следующие структурные элементы:
- вступительное слово учителя;
- постановка проблемных вопросов совместно с учащимися;
- рассмотрение и обсуждение содержательных материалов по теме открытого урока (в соответствии с выбранной формой проведения урока);
- подведение итогов урока: актуализация возможности каждого человека участвовать в решении экологических проблем и обеспечении устойчивого развития; заключительное слово учителя об итогах урока, о вопросах, вызвавших наибольший интерес.
Формы проведения урока могут быть самыми разнообразными. Возможно сочетание различных форм.
Беседа
Рекомендуется для учащихся начальной школы и 5-6 классов. Предусматривает постановку таких проблемных вопросов как:
- каков мир вокруг нас?
- как окружающая среда может влиять на наше здоровье? Что мы едим, пьём, чем мы дышим?
- как живут рядом с нами другие живые организмы – животные и растения?
- как жить лучше и как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам?
- когда природе становится плохо - будет ли нам хорошо?
- как понять – хорошо природе или плохо?
- природа – это красиво! (Эстетика природы)
- что мы можем сделать, чтобы сохранить природу родного края?
Главная мысль, которая должна быть доведена до учащихся, – это мысль о том, что людям может быть хорошо только тогда, когда хорошо окружающей их природе.
Во время проведения урока можно предложить учащимся рисовать – иллюстрировать обсуждаемые вопросы.
Дискуссия
Может быть предложена учащимся 7-11 классов.
Ход дискуссии:
- выявление позиции учащихся по проблемным вопросам;
- обсуждение заявленной проблематики (раскрытие темы, её детализация);
- формулирование основных идей учащихся, касающихся путей решения данной проблемы,
- их перечень и приоритетность;
- формирование мировоззрения и активной жизненной позиции в отношении проблем
- современности и путей их решения, приоритетов современного развития и целей устойчивого развития.
Со старшеклассниками в ходе дискуссии, кроме предложенных выше, можно обсудить следующие вопросы:
- взаимосвязь современных политических, социально-экономических и экологических проблем; роль экологии в их решении;
- приоритеты и цели современного развития; концепция устойчивого развития; учение о ноосфере Вернадского; концепция «здоровья» среды;
- современные принципы «зелёного» роста и «зелёной» экономики;
- пути решения экологических проблем на глобальном, национальном и локальном уровне;
- роль России, как страны самых богатых природных ресурсов, в решении экологических проблем и обеспечении устойчивого развития в мире.
Предложенные вопросы конкретизируются на усмотрение учителя.
Конкурс творческих работ
В школе может быть проведён конкурс творческих работ, посвящённых проблематике экологии и экологической культуры (например, конкурс социальной экологической рекламы и/или социально значимых экологических проектов). Жанры конкурса могут быть самыми разнообразными: от художественных до научных работ. На открытом уроке представляются наиболее интересные работы, среди которых определяется победитель.
Примерные темы конкурса:
- Экология и мир: что происходит сегодня.
- «Будущее, которого мы хотим».
- Охрана природы: что могу сделать я?
По итогам проведения открытого урока представляется целесообразным отметить педагога, внёсшего наибольший вклад в подготовку открытого урока, и лучшего ученика (группу учеников).
Материалы для учителя
1. Основные документы
Конституция Российской Федерации
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Статья 42
«Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства».
Комм. С.А. Боголюбов
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г.)
«Стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». «Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям».
Источники
1. Указ Президента РФ от 10 августа 2012 г. N 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1623111
2. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1206 «О праздновании 150-летия со дня рождения В.И.Вернадского» http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1623733
3. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/
4. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=233558 (Приложение 1).
5. Хартия Земли (текст документа) http://ecologyandculture.ru/upload/File/Books/Khartiya.pdf (Приложение 2).
2. Определение «Экология»
Экология (от др.-греч. ????? – обиталище, жилище, дом, имущество и ????? – понятие, учение, наука) – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (Э. Геккель).
Экология – это наука о динамической устойчивости жизни и биосферы и механизмах, обеспечивающих эту устойчивость (К.С. Лосев).
3. Определение «Устойчивое развитие»
Устойчивое развитие – «sustainable development» - самоподдерживаемое развитие.
«Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». (Г.Х. Брундтланд).
«Устойчивое развитие – необходимость вписать наши всё возрастающие потребности в естественные возможности планеты». (В.М. Захаров).
«Устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях устойчивости биосферы». (В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев).
«Устойчивое развитие – сбалансированное развитие общества, которое старается предвидеть новые противоречия и решить существующие, на основе согласования своих потребностей со способностью биосферы оставаться в устойчивом состоянии и сохранять жизненно важные ресурсы для будущих поколений». (Н.Н. Марфенин).
Источники
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России» http://www.sustainabledevelopment.ru/index.php?cnt=134
4. Экологические проблемы
Последствия хозяйственной деятельности человечества:
• Исчерпание ресурсов
• Деградация экосистем (разрушение естественных экосистем, сокращение биоразнообразия)
• Загрязнение среды (широкомасштабное загрязнение, до 2 тысяч новых химических соединений ежегодно поступает на мировой рынок)
• Нарушение баланса биосферы (изменение климата, химического состава атмосферы, деградация почв и др.)
Современный экологический кризис порожден безудержным ростом экономики без должного внимания к состоянию окружающей среды («здоровью» среды) и связанному с этим здоровьем человека.
Источники
1. Расчет экологического следа http://www.wwf.ru/resources/footprint/calculator
2. Обобщающий доклад Программы ООН по окружающей среде "Навстречу «зеленой» экономике. Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности" http://www.unep.org/greeneconomy/Portals/88/documents/ger/GER_synthesis_ru.pdf
3. Захаров В.М.. Здоровье среды: концепция. — М.: Центр экологической политики России, 2000. — 30 с. http://www.healthofenvironment.org/upload/File/conception.pdf
5. Цели устойчивого развития
Цели формулируются по следующим основным направлениям:
• Социальная справедливость
• Экологическая безопасность
• Экономическая эффективность
Источники
1. Цели развития тысячелетия http://www.un.org/ru/millenniumgoals/
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. – М. 2010 (Приложение 3).
3. Захаров В.М. Определение целей устойчивого развития: обеспечение экологической устойчивости (как попасть в «Будущее, которого мы хотим»). // На пути к устойчивому развитию России № 65, 2013. С. 16-18 (Приложение 4).
4. Бобылев С.Н. Цели и индикаторы устойчивого развития для мира и России: взгляд в будущее. // На пути к устойчивому развитию России № 65, 2013. С. 19-24.
6. «Будущее, которого мы хотим».
Из итогового документа Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (20-22 июня 2012 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия), через 20 лет после Конференции ООН в 1992 г., на которой была принята концепция устойчивого развития.
1. Мы, главы государств и правительств и высокопоставленные представители, собравшись в Рио-де-Жанейро, Бразилия, с 20 по 22 июня 2012 года на встречу при всестороннем участии гражданского общества, подтверждаем нашу приверженность курсу на устойчивое развитие и на обеспечение построения экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты и для нынешнего и будущих поколений.
56. Мы подтверждаем, что для разных стран существуют различные подходы, концепции, модели и инструменты, соответствующие их национальным ситуациям и приоритетам, для достижения устойчивого развития в трех его аспектах, что является нашей общей целью. В этой связи мы рассматриваем «зеленую» экономику в контексте устойчивого развития и ликвидации нищеты в качестве одного из важных инструментов обеспечения устойчивого развития.
87. Мы вновь заявляем о необходимости укрепления международного регулирования природопользования в контексте институциональных основ устойчивого развития в целях содействия сбалансированной интеграции экономического, социального и экологического
компонентов устойчивого развития, а также координации в рамках системы Организации Объединенных Наций.
Источники
1. Будущее, которого мы хотим. Полный текст документа http://daccess-ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/12/PDF/N1147612.pdf?OpenElement
2. Из Итогового документа Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» «Будущее, которого мы хотим» / На пути к устойчивому развитию России № 61, 2012.
С. 7-17 http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_61.pdf
3. Захаров В.М.. Итоги конференции «Рио+20»: новые возможности. / На пути к устойчивому развитию России № 61, 2012. С. 6-6.
http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_61.pdf
7. Модернизация и устойчивое развитие. «Зеленая» экономика
«Перед страной, как и перед всем миром, стоят новые вызовы. Этим и определяется необходимость модернизации экономики, включая инновационное развитие, обеспечение энергоэффективности. Нельзя забывать, что суть и направления модернизации определяются ее конечной целью, которой, при всей важности экономического роста, технического совершенства и конкурентоспособности, является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача сегодня определяется как обеспечение устойчивого развития на основе принципов «зеленой» экономики. В стране это озвучено как необходимость экологизации производства и потребления, исходя из того, что экология сегодня – это экономика». В.М. Захаров, С.Н. Бобылев
«Зелёная» экономика – (англ. Green economy, Ecological economy) – направление в экономической науке, сформировавшееся в последние два десятилетия, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью. Суть «зеленой» экономики – обеспечение экономического роста и решения социально-экономических проблем при минимизации негативного воздействия на окружающую природную среду.
Источники
1. Захаров В.М., Бобылев С.Н.. Новые вызовы и выбор России: «зелёная» экономика и модернизация. / На пути к устойчивому развитию России № 59, 2012. С. 31-36.
http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_59.pdf
2. Обобщающий доклад Программы ООН по окружающей среде "Навстречу «зелёной» экономике. Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности"
http://www.unep.org/greeneconomy/Portals/88/documents/ger/GER_synthesis_ru.pdf
8. Практические действия для решения экологических проблем и
достижения устойчивого развития
Источники
1. Стратегия формирования экологической культуры (проект)
http://ecologyandculture.ru/upload/File/strategia_print.pdf (Приложение 5).
2. Видеоматериал для Общероссийского урока «Экология и культура – будущее России»
http://ecologyandculture.ru/upload/File/Movie.mp4
3. Программа энергоэффективности. – М. Центр экологической политики и культуры, 2010:
Плакаты, содержащие социальную рекламу
http://ecologyandculture.ru/index.php?type_id=149&link=change&cnt=277
Информационные плакаты
http://www.ecologyandculture.ru/index.php?type_id=149&link=change&cnt=282
Видеоролики, содержащие социальную рекламу
http://www.ecologyandculture.ru/index.php?type_id=149&link=change&cnt=276
Большинство из перечисленных материалов можно найти на сайтах Института устойчивого развития Общественной палаты РФ www.sustainabledevelopment.ru/ и Центра экологической
политики и культуры http://www.ecologyandculture.ru/.


Приложение 1.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. №440
Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООH по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
I. Устойчивое развитие – объективное требование времени
Социально-экономическое развитие общества в XX веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде.
Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.
Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными.
Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути, ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы.
Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.
Устранение сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Лишь выполнение этих условий гарантирует сохранение нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей.
Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.
Однако переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.
Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований.
II. Россия на пороге XXI века
Вывод Конференции ООH по окружающей среде и развитию о том, что на пороге XXI века «человечество переживает решающий момент своей истории», особенно актуален для России, освобождающейся от старых идеологических догм и выходящей на новый путь развития.
К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду (в расчете на единицу производимого продукта) существенно выше, чем в технологически передовых странах.
Значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а 16 процентов ее территории, где проживает больше половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные. Вместе с тем в России сохранился крупнейший на планете массив естественных экосистем (8 млн. кв. километров), который служит резервом устойчивости биосферы.
Груз накопленных в прошлом проблем и специфика переживаемого переходного периода в экономике предопределяют сложность и болезненность необходимых преобразований. Это проявляется в крупных структурных диспропорциях, неразвитости механизмов практического использования богатого научного, технического, культурного и природного потенциала страны.
Однако осуществляемые ныне реформы создают предпосылки для развития позитивных процессов, которые позволят решить существующие проблемы и войти России в XXI век с качественно новым потенциалом.
Изменение характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращение доли государственной собственности позволят создать экономические условия, обеспечивающие высокую деловую активность. При этом повышаются роль государства – гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.
Демократизация общественной жизни позволяет повысить роль граждан и негосударственных организаций в подготовке и принятии хозяйственных и иных решений с учетом экологического фактора. Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде для субъектов хозяйственной деятельности.
Характер происходящих процессов свидетельствует о реальных возможностях формирования в России социально-экономической системы, способной осуществить переход к устойчивому развитию.
III. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию
Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.
При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:
- в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
- добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований,
- позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
- ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:
- создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
- разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
- оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
- формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.
Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.
Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке.
В соответствии с принципами устойчивого развития, выработанными на Конференции ООH по окружающей среде и развитию и последующих международных форумах, должна предусматриваться реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, борьбу с преступностью, искоренение бедности, изменение структуры потребления и уменьшение дифференциации в доходах населения.
Одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.
Важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место здесь принадлежит молодежи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.
В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач устойчивого развития, ведущая роль отводится государству.
Прежде всего оно должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен.
Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов:
- государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности;
- краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия «центр – регионы».
Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.
IV. Региональный аспект устойчивого развития
Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.
Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:
- формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;
- выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
- осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
- развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;
- реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.
Важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Программные и прогнозные документы федерального уровня должны служить ориентиром при разработке региональных программ перехода к устойчивому развитию и вместе с соответствующими правовыми актами и нормативами определять экономические условия их реализации.
V. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.
Hа современном этапе перехода к устойчивому развитию создаются рамочные условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады – природа, население, хозяйство.
При этом механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих критериев:
- никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
- ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств следует устанавливать целевые ориентиры и ограничения с обеспечением процедуры контроля за их достижением (соблюдением).
Целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.
Основные показатели качества жизни: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека.
Показателями, определяющими степень природоемкости хозяйства, служит система показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции).
Информативными являются аналогичные показатели на душу населения, а также макрохарактеристики, выражающие соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием (запасами).
В качестве целевых и лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов.
Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике.
В состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров – показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Аналогичные системы показателей могут использоваться при решении проблем перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта Российской Федерации.
VI. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества
Поскольку биосфера как регулятор окружающей среды представляет собой единую систему, переход к устойчивому развитию всего мирового сообщества может быть осуществлен только в условиях эффективного международного сотрудничества.
Роль России в решении планетарных экологических проблем определяется обладанием большими по площади территориями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом. В соответствии с этим приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:
- организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;
- активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;
- создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ; стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
- обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности.
Hеобходимо продолжить усилия по основным направлениям международной деятельности России в области охраны окружающей среды, в том числе по:
- сохранению биоразнообразия;
- защите озонового слоя от истощения;
- предотвращению антропогенного изменения климата;
- охране лесов и лесовосстановлению;
- борьбе с опустыниванием;
- развитию и совершенствованию системы особо охраняемых природных территорий;
- обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;
- решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе).
К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему научному потенциалу, Россия здесь может сыграть одну из ведущих ролей.
VII. Этапы перехода России к устойчивому развитию
Переход к устойчивому развитию – процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей – рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей – совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно. Причем только для относительно ранних этапов могут быть разработаны соответствующие программные и прогнозные документы.
Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решений острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.
На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.
В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.



Источник: http://my-cro.ru
Категория: Обмен опытом | Добавил: ekaterina-pavlova14 (30.10.2013) | Автор: Екатерина Павлова E W
Просмотров: 3371
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0