Об утверждении Муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании
17:19

В соответствии с Региональной концепцией по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Краснодарском крае на 2022 - 2024 годы и с целью развития муниципальной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, совершенствования муниципальных механизмов управления качеством образовательных результатов приказываю:
1. Утвердить Муниципальную концепцию по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы (далее – Концепция) (приложение № 1).
2. Утвердить Дорожную карту по реализации Муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы (приложение № 2).
3. Директору муниципального казенного учреждения «Центр развития образования и оценки качества» О.В.Мартыновой:
1) организовать разработку муниципальных процессуальных документов в соответствии с целями, задачами и показателями Концепции;
2) обеспечить организационно-технологическое и методическое сопровождение мероприятий в рамках реализации муниципальной программы, проектов, дорожных карт по повышению эффективности Концепции.
4. Контроль за выполнением данного приказа оставляю за собой.
5. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
 
Муниципальная концепция по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы
1. Обоснование муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022 - 2024 годы
Одним из центральных механизмов социально-экономического развития муниципального образования город Армавир выступает подготовка кадров для новой экономики, где основополагающее звено - обоснованный выбор гражданами вида профессиональной деятельности и форм занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями экономики.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» национальной целью определена возможность для самореализации и развития талантов, которая включает в себя формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Формирование способности к профессиональному самоопределению обучающихся является не отдельно стоящей задачей, а частью всей образовательной деятельности. Это своеобразный синтез определенных личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности.
Именно поэтому формирование способности к профессиональному самоопределению - одна из важнейших задач обновленных образовательных стандартов. Эта задача связана с формированием субъекта образовательно-профессионального выбора - человека, имеющего устойчивые ценностные основания и критерии выбора, сочетающие интересы общества и личности; способного к целеполаганию и планированию перспектив собственного развития; обладающего достаточной информационной основой; имеющего личностные качества и умения, необходимые для обоснованного выбора и его реализации.
Реализация образовательной политики в рамках работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир осуществляется через систему мероприятий, закрепленных следующими региональными нормативными актами:
Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;
Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, утвержденная Законом Краснодарского края от 11 декабря 2018 г. № 3930-K3;
Государственная программа Краснодарского края «Развитие образования», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 939;
Государственная программа Краснодарского края «Дети Кубани», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 г. № 964;
Региональная система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Краснодарском крае на 2021-2024 годы (совместный приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, министерства труда и социального развития, департамента промышленной политики от 29 июля 2021 года № 2456/1194/109 «Об утверждении Региональной системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Краснодарском крае на 2021-2024 годы»);
Региональная концепция по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Краснодарском крае на 2022-2024 годы (приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 7 июля 2022 года № 1592 «Об утверждении Региональной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Краснодарском крае на 2022-2024 годы»);
Программа профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательных организациях муниципального образования город Армавир на 2021- 2025 годы (приказ управление образования администрации муниципального образования город Армавир от 17 июня 2021 года № 357«Об утверждении Программы профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательных организациях муниципального образования город Армавир на 2021-2025 годы»);
Муниципальная система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании
город Армавир на 2021-2024 годы (приказ управление образования администрации муниципального образования город Армавир от 26 июля 2021 года № 451 «Об утверждении Муниципальной системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2021-2024 годы»).
В настоящее время в 25 муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Армавир обучаются более 19 тысяч школьников и осуществляют образовательную деятельность около 1 тысячи педагогов.
В 2020 - 2022 годах в муниципальном образовании город Армавир реализовывались следующие федеральные проекты, направленные на раннюю профориентацию обучающихся:
Всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий «Урок Цифры»;
проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-х-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»;
проект ранней профессиональной ориентации школьников «Шоу профессий», реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория»;
онлайн-уроки финансовой грамотности на сайте: http://dni-fg.ru/ (проект Банка России).
Ранней профориентацией охвачено 60% обучающихся 1-х-4-х классов; 80% -5-х-8-х классов.
Образовательные организации реализуют спектр разработанных учебных профориентационных программ: «Моя будущая профессия», «Сервис и туризм», «Я и мой выбор», «Твой выбор», «Информационная работа, профильная ориентация», «Основы педагогики», «Основы психологии».
С целью проведения мероприятий по повышению престижа технических (рабочих) профессий для учащихся предпрофильных классов (8-9 кл.) и особо востребованных специальностях в промышленных отраслях для профильных физико (инженерно) – математических классов (10-11 кл.) ежегодно совместно с отделом промышленности администрации муниципального образования город Армавир разрабатывается график экскурсий обучающихся на предприятия реального сектора экономики города Армавира. Более 56 % обучающихся 8-х-11-х классов ознакомлены с деятельностью предприятий, расположенных на территории муниципального образования город Армавир.
В муниципальном образовании созданы условия, обеспечивающие расширение возможностей выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Инструментарием выполнения указанных условий является профильное обучение, направлено на реализацию личностно¬ориентированного учебного процесса.
Профильное обучение в 10-11-х классах в 2021-2022 учебном году реализуется в 22 общеобразовательных организациях города.
Наиболее востребованными среди обучающихся являются следующие направления: социально-гуманитарное и социально-экономическое(9классов); инженерно-математическое (6 классов), естественнонаучное и медико-биологическое(5 классов). Количество профильных классов в сравнении с 2020-2021 учебным годом уменьшилось с 11 до 5. Это связано с тем, что большее количество выпускников 9-х классов продолжили свое обучение в организациях ПОО.
Все образовательные организации города, открывшие 10-е классы, реализуют профильное обучение. Профильным обучением в старших классах охвачено 100 % обучающихся. В муниципалитете профильное обучение организовано по 5-и профилям (технологический, естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, универсальный), 9-и направлениям (инженерно-математическое, медико-биологическое, социально-гуманитарное, социально-педагогическое, экономико-математическое, химико-биологическое, социально-экономическое психолого-педагогическое, физико-математическое).
С целью развития актуальных профилей с 2019 года проводится создание и обновление современной образовательной среды.
В рамках регионального проекта «Современная школа» для реализации профильного обучения приобретено современное оборудование. В МАОУ СОШ №№ 20, 25 открыты Центры образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Для МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина приобретены современные инженерный и биологический классы; для МБОУ-СОШ № 19 –физический класс; биологические классы приобретены для МБОУ-СОШ №№ 2, 23. Введенная в строй МАОУ СОШ № 24, укомплектована современными кабинетами химии, биологии, английского языка, лингафонный, русского языка, истории и обществознания, информатики, физики, математики, Планетарий.
С 1 сентября 2022 года на базе МБОУ ООШ № 16 начнёт работу Центр образования естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста», на занятиях которого будет проводиться активная предпрофильная работа с обучающимися этой общеобразовательной организации.
Совместно с организациями среднего профессионального и высшего образования, расположенными на территории города Армавира, и с целью упорядочения профориентационной работы с обучающимися школ ежегодно разрабатывается план сетевого взаимодействия управления образования администрации муниципального образования город Армавир с организациями ВО и ПОО.
С целью пропаганды педагогической профессии общеобразовательные организации города активно сотрудничают с ресурсным центром «Педагогический кластер будущего» ФГБОУ ВО АГПУ. В классах психолого-педагогической направленности МАОУ СОШ № 9 занятия по основам педагогики и психологии ведут преподаватели АГПУ.
Одним из направлений деятельности школы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ является подготовка учащихся к жизни в условиях реального мира. К началу учебного года в общеобразовательных организациях города насчитывается 227 обучающихся 7-х-11-х классов с ОВЗ, причем обучающихся в 10-х-11-х классов всего 2. Статистика говорит о том, что дети с ОВЗ после получения образования в основной школе продолжают обучаться в организациях СПО. Поэтому основная работа по ознакомлению обучающихся с миром профессий и их особенностями, информированности о выбранной профессиональной сфере деятельности и представлению о потребностях рынка труда в городе приходится на 8-е-9-е классы. 60% обучающихся 8-х-9-х классов с ОВЗ принимают участие в чемпионате по профессиональному мастерству людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Тесные связи сотрудничества объединяют школы города с ГБПОУ КК «Армавирский индустриальный техникум для инвалидов». Обучающиеся с ОВЗ принимают активное участие в мероприятиях техникума: дни открытых дверей, профессиональные пробы, мастер-классы, участвуют в мероприятиях чемпионата «Абилимпикс».
При этом важными задачами развития системы образования города Армавира остаются разработка единой многоуровневой системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, интеграция существующего научно-методического и информационного пространства, решение которых требует комплексного подхода.
Для решения этой задачи в городе реализуется Программа профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательных организациях муниципального образования город Армавир на 2021- 2025 годы и План сетевого взаимодействия с организациями среднего профессионального и высшего образования, расположенных на территории муниципального образования город Армавир.
Значительным интегративным ресурсом работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы является консолидация имеющихся ресурсов.
2. Цели и задачи Муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы
Стратегические цели муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в городе Армавире на 2022-2024 годы (цель первого уровня):
создание условий для совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования;
повышение эффективности профилизации на уровне среднего общего образования;
совершенствование структуры среднего профессионального образования.
Для достижения стратегических целей сформулированы 8 целей второго уровня:
Ц-1. Обеспечение информированности обучающихся начального общего и основного общего образования об особенностях различных сфер профессио¬нальной деятельности;
Ц-2. Выявление предпочтений обучающихся на уровне основного общего образования в области профессиональной ориентации;
Ц-3. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся основного общего образования (в том числе обучающихся с ОВЗ);
Ц-4. Обеспечение информированности обучающихся на уровне среднего общего образования об особенностях различных сфер профессиональной дея¬тельности;
Ц-5. Выявление предпочтений обучающихся на уровне среднего общего образования в области профессиональной ориентации;
Ц-6. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на уровне среднего общего образования (в том числе обучающихся с ОВЗ);
Ц-7. Созданию условий для профессионального становления;
Ц-8. Удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа рынка труда региона.
Матрица целей второго уровня Муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы представлена в приложении № 1 к Муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы.
Ключевые показатели Муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы представлены в приложении № 2 к Муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы.
Реалистичность достижения стратегической цели (цели первого уровня), а также целей второго уровня, указанных в Муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Краснодар¬ском крае на 2022-2024 годы, определяется сформулированной многоуровневой системой задач (задачи муниципального уровня и уровня образовательных организаций).

Скачать приказ №531 от 08.08.2022г
Категория: Профориентация | Просмотров: 156 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0