Об организации служб школьной медиации
20:41

На основании письма министерства образования и науки Краснодарского края от 25 ноября 2013 года № 47-17472/13-14 «Об организации школьной медиации» администрация муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования» информирует Вас о том, что министерство образования и науки Краснодарского края направляет методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях, разработанные министерством образования и науки Российской Федерации в рамках Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. 
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях.
1. Актуальность создания служб школьной медиации 
в образовательных организациях
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2012 г № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин. 
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом механизмы социальной мобильности — социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений. 
Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формирования навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог. 
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации. 
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения. 
По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-З раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукция составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребление табачных изделий — 45,6% (12,3 млн. человек). 
В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества  к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения. 
Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми. 
Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров — от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран членов европейского сообщества и за его пределами. 
Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семья-школа (образовательная организация)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на всё общество в целом. 
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. 
Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования. 
Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит: 
- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; 
- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; 
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; 
- повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; 
- обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; 
- создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; 
- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 
- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации. 
2. Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является: 
Конституция Российской Федерации; 
Гражданский кодекс Российской Федерации; 
Семейный кодекс Российской Федерации; 
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. .К 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»; 
Конвенция о правах ребенка; 
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; 
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «06 альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; 
3. Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации»
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу. 
Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает  давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности. 
Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики. 
Медиативный подход — деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры. 
Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон. 
Метод «Школьная медиация» — это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. 
Метод «Школьная медиация» вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка. 
Служба школьной медиации эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. 
Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграций метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления. 
В свою очередь, в образовательной организаций конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход. 
Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка. 
4. Цели и задачи служб школьной медиации
Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы; 
- создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы; 
- внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы; 
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребёнка;
- повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций; 
- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике; 
- обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач; 
- развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях. 
Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях. 
В основе деятельности служб школьной медиации лежит: 
 - разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег родителей; 
 - предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации; 
- обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников); 
- координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников; 
- обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми; 
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних; 
- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении; 
- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса; 
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями,  в том числе в общении с работниками правоохранительных органов  и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; 
- использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. 
Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются: 
- снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»; 
- снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
- сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса. 
При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом. 
5. Основные этапы организации службы школьной медиация в образовательной организации
Для организации школьной службы медиация необходимо решить следующие задачи: 
- информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации; 
- мотивировать работников образовательной организации, обучающихся их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;
- провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей); 
- организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации; 
- обучить сотрудников образовательной организация, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»; 
- установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактика безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. 
Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия: 
1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации. 
1.1 Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации; 
1.2 Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей; 
1.3. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации. 
В результате реализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей о6учающихся, готовых принимать активное участие  в работе службы школьной медиации. 
2. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов. 
2.1 Обучение руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов — школьных медиаторов по программе «Школьная медиация»; 
2.2 Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой службы школьной медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе «Школьная медиация»; 
3. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации. 
З.1. Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организация (советом школь, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);
3.2 Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации. 
3.3. Решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации. 
4. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. 
5. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации. 
6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». 
6.1 Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы. 
6.2. Реализация программ обучения детей в «группах равных». 
6. Заключение
Настоящие рекомендации являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов, направленных на: 
- защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; 
- создание безопасной среды способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации и семье; 
- содействие позитивной социализации, а также ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывавших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.
Просмотров: 2710 | Добавил: my-cro | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0