О результатах мониторинга по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном образовании город Армавир в 2022 году
10:12

На основании приказа управления образования администрации муниципального образования город Армавир от 30 ноября 2022 года № 926 «Об анализе результатов мониторинга по самоопределению и профориентации обучающихся 2022 год», с целью оказания методической помощи педагогическим работникам (классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам) по организации профориентационной работы с обучающимися, выстраиванию системы их профессиональной ориентации, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности учителя приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации для педагогических работников по организации профориентационной работы и оценке ее эффективности в общеобразовательной организации (далее – методические рекомендации).
2. Терещенко О.Н., Соколовой И.Б, главным специалистам МКУ «Центр развития образования и оценки качества», довести до сведения руководителей общеобразовательных организаций муниципального образования город Армавир методические рекомендации.
3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
4. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Методические рекомендации педагогическим работникам по организации профориентационной работы и оценке ее эффективности

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом анализа результатов мониторинга показателей работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования город Армавира 2022 год и на направлены для оказания методической помощи классным руководителям по организации профориентационной работы с обучающимися класса.
Основными нормативными документами, которые легли в основу настоящих рекомендаций являются:
Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), 
федеральная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22) и федеральный календарный план воспитательной работы, как компонент федеральной рабочей программы воспитания (утверждаемый ежегодно), 
методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, 
муниципальная концепция по самоопределению и профессиональной ориентации  обучающихся в муниципальном образовании город Армавир на 2022-2024 годы (приказ УО от 8 августа 2022 года № 531 «Об утверждении Муниципальной концепции по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в МО г. Армавир на 2022-2024 годы»).
Целью методических рекомендаций является оказание помощи педагогическим работникам (классному руководителю, педагогу- психологу, социальному педагогу) по выстраиванию системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности учителя. 
Ежегодно на начало учебного года педагогическим советом образовательной организации утверждается Рабочая программа воспитания для общеобразовательной организации с учетом условий функционирования и кадрового состава школы. При этом в Рабочую программу воспитания должны быть включены как всероссийские, региональные, муниципальные проекты, реализация которых является обязательной, так и школьные мероприятия.
К всероссийским проектам относятся: Билет в будущее, Большая перемена, открытые онлайн-уроки, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учётом опыта цикла открытых уроков «Проектория» на платформе «Шоу профессий», УрокЦифры, Абилимпикс, Код будущего и другие;  к региональным - Профориентационные уроки будущего;  к муниципальным – мероприятия Сетевого взаимодействия с организациями среднего профессионального и высшего образования в рамках профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций муниципального образования город Армавир, профориентационные экскурсии и мероприятия на предприятия реального сектора экономики города, профориентационные мероприятия для обучающихся общеобразовательных организаций города Армавира на тему «Профессии востребованные на рынке труда» с привлечением Мобильного центра занятости, Ярмарки вакансий. 
Координатором профориентационной деятельности на уровне общеобразовательной организации является заместитель директора по воспитательной работе.
На уровне общеобразовательной организации в профориентационной деятельности принимают участие педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.
На уровне класса: классный руководитель, учителя-предметники, учителя начальных классов и родители (законные представители) обучающихся.
Основная роль в профориентационной деятельности на уровне класса отводится классному руководителю, педагогу – психологу и родителям (законным представителям) обучающихся класса.
Классный руководитель планирует профориентационную работу с учетом возрастных особенной обучающихся; координирует её согласно Рабочей программы воспитания общеобразовательной организации.
Для реализации профориентационых мероприятий в общеобразовательной организации классный руководитель, педагоги, работающие в классе, используют урочную и внеурочную деятельность, воспитательные мероприятия, занятия дополнительного образования, взаимодействуют с родителями и организациями дополнительного и профессионального образования.
Основными стратегическими партнерами педагогов и классных руководителей в профориентационной деятельности являются: различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и другое), центры детского и технического творчества, музыкальные, спортивные и художественные школы, профессиональные учебные заведения, медицинские учреждения, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы самоуправления и другое.
Напоминаем, что целью профориентационной работы классного руководителя является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии. 
Задачами профориентационной работы являются:
предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
способствовать личностному развитию учащихся;
выявление природных задатков и трансформации их в способности;
ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.
Для создания системы профориентационной работы и реализации образовательного проекта необходимо: четко выделить этапы профориентационной работы; подобрать методики для изучения профессиональных интересов и намерений учащихся; разработать систему учета полученных результатов.
Координатором профориентационной работы выступает школа, а главным инициатором по организации профориентационного взаимодействия – классные руководители, школьные психологи и социальные педагоги.
На уровне самой школы работа также должна носить системный характер, т.е. в ней должны участвовать все, кто так или иначе работают с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся. Кроме того, в этом активно должны участвовать и родители школьников. Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что даже некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, ведь реально они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии.
В роли организатора и координатора такой работы должен быть именно педагог- психолог, специально обученный и подготовленный для этого. Он организует профориентационную деятельность совместно с классным руководителем, социальным педагогом и родителями обучающихся.
Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит». Настоящая профориентация должна включать в себя:
1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;
2) работу с подгруппами и микрогруппами (по 2-4 человека), где в более непринужденной ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
3) индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания;
4) использование тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально-организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и другое);
5) профориентационное анкетирование различного уровня.
В работе классного руководителя выделяются следующие направления, содействующего профессиональному самоопределению подростков:
1) профинформация (знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»);
2) профдиагностика (помощь подростку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей);
3) по возможности, и коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителя-ми-предметниками);
4) рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
5) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, когда важно в сознание старшеклассников вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему;
6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.
В соответствие с возрастными особенностями обучающихся в профориентационной работе как компоненте допрофильной подготовки школьников выделяется несколько этапов:
I этап – 5-6 классы
Задачи I этапа:
знакомство с профессиями родителей обучающихся в классе;
проведение классных часов, посвященных профессиональным праздникам и включение обучающихся в проектную деятельность посвященную истории предприятий города и людям труда;
включение обучающихся в реализацию всероссийских, региональных и муниципальных проектов профориентационной направленности;
осуществление профориентационной работы через учебные предмет  внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» и профориентационные занятии (из части формируемой участниками образовательных отношений).  
II этап - 7-8 классы
Задачи II этапа:
первоначальное информирование учащихся о профессиональной деятельности людей и основах выбора профессии;
знакомство учащихся с основными понятиями профессиологии;
освоение учащимися технологий выбора (развитие умения выбирать);
ознакомление учащихся с «образовательной картой» города (знакомство с образовательными организациями профессионального образования, расположенными на территории города);
предварительная диагностика образовательных запросов школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей;
включение обучающихся в реализацию всероссийских, региональных и муниципальных проектов профориентационной направленности;
организация мероприятий профессионального выбора - профориентационные практические мероприятия разных видов, реализуемые на базе площадок в соответствии с требованиями и рекомендациями оператора проекта;
осуществление профориентационной работы через учебные предмет  внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» и профориентационные занятия (из части формируемой участниками образовательных отношений).
III этап – 9 класс
Задачи IIIэтапа:
обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности;
организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным видам образовательной деятельности в условиях предпрофильного обучения;
выявление основных затруднений, проблем выборе профиля обучения;
расширение и углубление профессиологических знаний обучающихся;
разъяснение возможностей для самоактуализации и первичного жизненного самоопределения в условиях профильного обучения в 10-11 классе;
включение обучающихся в реализацию всероссийских, региональных и муниципальных проектов профориентационной направленности;
организация мероприятий профессионального выбора - профориентационные практические мероприятия разных видов, реализуемые на базе площадок в соответствии с требованиями и рекомендациями оператора проекта;
осуществление профориентационной работы через учебные предметы  внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» и «Информационная работа, профильная ориентация» (из части формируемой участниками образовательных отношений), а также информационную и профильную ориентацию.
IV этап–10-11классы
Задачи IV этапа:
выявление соответствия возможностей школьника требованиям избираемого профиля;
соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля; проведение ранжирования факторов, в котором независимо друг от друга принимает участие сам ученик, его родители, классный руководитель, психолог;
включение обучающихся в реализацию всероссийских, региональных и муниципальных проектов профориентационной направленности;
организация мероприятий профессионального выбора - профориентационные практические мероприятия разных видов, реализуемые на базе площадок в соответствии с требованиями и рекомендациями оператора проекта;
формирование готовности к профессиональному самоопределению;
подготовка к совершению осознанного профессионального выбора в выпускном классе;
ознакомление учащихся с «образовательной картой» города  и региона (знакомство с образовательными организациями профессионального образования, расположенными на территории города и региона);
формирование знаний основ педагогики и психологии обучающихся профильных классов психолого-педагогической и социально- педагогической направленности.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо дополнительно предусмотреть профориентационные мероприятия, организованные на базе специальных профессиональных образовательных организаций. В Армавире такой организацией является Армавирский индустриальный техникум для инвалидов. 
Особыми задачами профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
построение профортентационой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации профориентационной работы с обучающихся с ОВЗ необходимо ориентироваться на:
формирование личности ребёнка с ОВЗс использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы учителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с ОВЗ.
Профориентационная работа может проводиться в различных формах, выбор которой зависит от цели мероприятия, возраста обучаемых, состояния здоровья и места проведения.
Так к формам профориентационны работы относятся: классные часы, встречи с людьми труду, участие в конкурсах различной направленности и уровня, профессиональные пробы, мастер-классы, диагностические пробы и тестирование, профориентационные уроки, защита проектов, экскурсии, индивидуальные и групповые консультации  и другие. 
С целью выявления основных проблем и последующего их решения рекомендуем проводить ежегодный сравнительный самоанализ профориентационной работы

Скачать приказ №43 от 27.12.2022 года «Об утверждении методических рекомендаций педагогическим работникам по организации профориентационной работы и оценке ее эффективности»
Категория: Профориентация | Просмотров: 139 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0