Химия »
Главная »Каталог статей» Медиатека » Химия |
Методические рекомендации для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по химии в форме и по материалам ЕГЭ в 2024 году
Методические рекомендации подготовлены на основе анализа типичных ошибок, допущенных выпускниками общеобразовательных организаций муниципального образования город Армавир при выполнении заданий ЕГЭ 2023 года и рекомендаций ФИПИ по учебному предмету «Химия». Использованы методические рекомендации и анализ ЕГЭ в Краснодарском крае председателя предметной комиссии Беспалова Александра Валерьевича (доцента кафедры органической химии и технологий ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»), заместителя председателя предметной комиссии Третьякова Дениса Александровича (старшего преподавателя кафедры естественнонаучного и экологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края). Задания, включенные в КИМ, построены на основе четырех содержательных блоков: «Теоретическая и общая химия», «Неорганическая химия», «Химическая реакция» «Органическая химия», «Методы познания в химии. Химия и жизнь». Объектом контроля в рамках ЕГЭ является система знаний и умений, формируемых в процессе изучения основ неорганической, общей и органической химии, а также при выполнении химического эксперимента и при решении расчетных задач.Оценка учебных достижений выпускников по химии предусматривала включение в КИМ ЕГЭ заданий трех уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня сложности, как правило, ориентированы на проверку усвоения только одного или двух элементов содержания. Но выполнение любого из них предполагает обязательный и тщательный анализ условия задания, применение системных знаний и сформированных умений, а также продумывание алгоритма решения. Задания повышенного уровня сложности предусматривают выполнение разнообразных действий по применению знаний в измененной, обновленной ситуации (например, для анализа сущности изученных типов реакций), а также сформированность умений систематизировать и обобщать полученные знания. В экзаменационной работе предложена только одна разновидность этих заданий – на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задания высокого уровня сложности предназначены для проверки сформированности таких мыслительных умений, как устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами знаний (например, между составом, строением и свойствами веществ), формулировать ответ в определенной логике с подтверждением сделанных выводов и оформлением рассуждений посредством записи развернутого ответа. В отличие от заданий двух предыдущих форм, задания с развернутым ответом предусматривают комплексную проверку усвоения на углубленном уровне нескольких элементов содержания из различных содержательных блоков. Именно данный подход к построению заданий обеспечивает высокую дифференцирующую способность, не выходя за рамки действующей нормативной базы. Практически все задания данного типа предусматривают творческое применение знаний, в том числе в нестандартной ситуации. Следует понимать, что алгоритм решения тренировочных заданий невозможно автоматически применить к заданию экзаменационного варианта, так как каждое из них имеет индивидуальный алгоритм решения с учетом конкретных данных в условии задания. В экзаменационную работу 2023 г. по сравнению с работой 2022 г. не вносилось структурных изменений. Был уточнен формат предъявления условия задания 23: в этом задании количественные данные, которые ранее были размещены в таблице, в текущем году распределены по тексту условия. Данное изменение влияет на ход решения задания, которое в такой формулировке к ранее контролируемым умениям в обновленном виде предполагает еще и проверку умения преобразовывать информацию. Изменен порядок следования заданий 33 и 34. Это изменение отражает логику выполнения экзаменационной работы: от простых к более сложным заданиям. Кроме того, логичным является и соединение двух заданий по разделу «Органические вещества»: задания 32, которое предусматривает составление уравнений реакций, отражающих взаимосвязь веществ, и задания 33, которое предусматривает проведение расчетов, позволяющих определить структуру вещества и, следовательно, его химические свойства. Изменен уровень сложности заданий 9, 12 и 16. В 2023 г. указанные задания были представлены на повышенном уровне сложности. Принятые изменения к экзаменационной работе 2024 г. ориентированы на повышение объективности проверки сформированности ряда важных метапредметных умений, в первую очередь таких, как анализ текста условия задания, представленного в различной форме (таблица, схема, график), комбинирование аналитической и расчетной деятельности, анализ состава веществ и прогноз возможности протекания реакций между ними, моделирование процессов и описание признаков их протекания. В связи с тем, что ЕГЭ по химии сдавали выпускники, и планирующие использовать результаты ЕГЭ для конкурсного поступления в ВУЗ, включение подобных заданий для усиления дифференцирующей способности КИМ можно считать обоснованным. Анализ выполнения заданий КИМ в Армавире | |
Категория: Химия | Добавил: admin (03.04.2024) | |
Просмотров: 13 |
Всего комментариев: 0 | |
Подписаться
RSS