НП ОБРАЗОВАНИЕ

национальныепроекты.рф

Инфоповод. Публикации МКУ ЦРО и ОК »
Главная »Каталог статей » Инфоповод. Публикации МКУ ЦРО и ОК

Формы распространения инновационного педагогического опыта

Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области + class - занятие, урок) - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по раз-личным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опы-том участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий
специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Тематика мастер-классов включает в себя:
- обзор актуальных проблем и технологий,
- различные аспекты и приемы использования технологий,
- авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-класса:
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения
поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и
формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Алгоритм технологии  мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- кратко характеризуются основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об
  эффективсти технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
2. Представление системы учебных занятий:
-описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
-определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать
слушателям.
3. Проведение имитационной игры:
-учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы
эффективной работы с учащимися;
-слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и
экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
-учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
-мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
-мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
5. Рефлексия:
 -проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

 
Возможная модель проведения мастер-класса.
Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников
1. Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач (ди-дактической общей цели, трие-диной цели: образовательной, развивающей и воспитательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное нача-ло занятия  Встраиваются в диалог, про-являют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
" Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализа-цию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ прие-мов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих "изюминок" (приемов) с ком-ментариями.  Выполняют задания в соот-ветствии с обозначенной за-дачей, индивидуальное созда-ние задуманного. Афиширо-вание- представление выпол-ненных работ.
" Заключительное слово.
Анализ ситуации по критериям: овла-дение общеинтеллектуальными спо-собами деятельности;  развитие спо-собности к рефлексии; развитие ком-муникативной культуры. Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Рефлексия - активизация са-мооценки и самоанализа по поводу деятельности на мас-тер-классе

             Определение, характерные черты и структура Мастер-Класса
Мастер-класс -
" форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной ак-туальной теме), знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого уча-стника;
" наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе;
" одна из форм учебного занятия, на котором учитель-мастер, вовлекая в творческую совместную дея-тельность каждого ученика, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятель-ной организации обучения, деятельностного освоения нового;
" это "изюминка", которую нужно представить творчески, чтобы было актуально и интересно;
" одна из форм познания посредством активной деятельности участников, решающих индивидуально и совместно поставленную перед ними задачу; признаком данной формы является использование мак-симального потенциала каждого при создании творческого продукта и взаимодействии всех;
" это кухня, на которой шеф-повар учит поварят очень "простым" рецептам, которые позволяют об-щаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться, чтобы достичь высот мастерства.
Характерные особенности мастер-класса:
" Передача и обмен опытом;
" Деятельностный подход (Активная деятельность участников);
" Глубокое сочетание теории и практики;
" Смена деятельности;
" Наглядность;
" 1;
" Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися);
" Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
" Проводит яркая личность;
" Нет назидательности;
" Вызывает желание сделать, как мастер;
" Сделать лучше;
" Простота;
" Доступность;
" Творчество;
" Инициативность;
" Мозговой штурм;
" Исполнение различных ролей;
" Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодуш-ных людей;
" Возможность получить "толчок" к творческой деятельности;
" Рефлексивная деятельность.
Структура мастер-класса:
" Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);
" Тренинг или разминка (активизация деятельности);
" Блок учебной информации. Основные элементы опыта;
" Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Образная интерпретация;
" Рефлексия.
Организация мастер-класса:
" Идея;
" Подготовка, постановка цели, задач;
" План;
" Найти личность мастера (подбор команды);
" Подбор информации;
" Реализация проекта;
" Показ своей презентации (методов, приемов работы);
" Привлечение параллельно участников к активной деятельности;
" Рефлексия.
Деятельность мастера:
" работа под девизом "Знаешь сам - научи другого";
" умение владеть вниманием аудитории;
" максимальное вовлечение участников;
" развитие умения работать индивидуально и в группах;
" использование новых нетрадиционных форм и методов работы;
" высокий уровень педагогического мастерства;
" большое желание работать творчески;
" проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).

Категория: Инфоповод. Публикации МКУ ЦРО и ОК | Добавил: cro_37243 (19.03.2009)
Просмотров: 2377 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0