Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области + class - занятие, урок) - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по раз-личным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опы-том участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Тематика мастер-классов включает в себя: - обзор актуальных проблем и технологий, - различные аспекты и приемы использования технологий, - авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса: - передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; - совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; - рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; - оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники: - изучают разработки по теме мастер-класса; - участвуют в обсуждении полученных результатов; - задают вопросы, получают консультации; - предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; - высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Алгоритм технологии мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером: - кратко характеризуются основные идеи технологии; - описываются достижения в работе; - доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективсти технологии; - определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера. 2. Представление системы учебных занятий: -описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; -определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям. 3. Проведение имитационной игры: -учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися; -слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии. 4. Моделирование: -учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера; -мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; -мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия 5. Рефлексия: -проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Возможная модель проведения мастер-класса. Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников 1. Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (ди-дактической общей цели, трие-диной цели: образовательной, развивающей и воспитательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное нача-ло занятия Встраиваются в диалог, про-являют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. " Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализа-цию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ прие-мов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих "изюминок" (приемов) с ком-ментариями. Выполняют задания в соот-ветствии с обозначенной за-дачей, индивидуальное созда-ние задуманного. Афиширо-вание- представление выпол-ненных работ. " Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: овла-дение общеинтеллектуальными спо-собами деятельности; развитие спо-собности к рефлексии; развитие ком-муникативной культуры. Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Рефлексия - активизация са-мооценки и самоанализа по поводу деятельности на мас-тер-классе
Определение, характерные черты и структура Мастер-Класса Мастер-класс - " форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной ак-туальной теме), знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого уча-стника; " наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе; " одна из форм учебного занятия, на котором учитель-мастер, вовлекая в творческую совместную дея-тельность каждого ученика, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятель-ной организации обучения, деятельностного освоения нового; " это "изюминка", которую нужно представить творчески, чтобы было актуально и интересно; " одна из форм познания посредством активной деятельности участников, решающих индивидуально и совместно поставленную перед ними задачу; признаком данной формы является использование мак-симального потенциала каждого при создании творческого продукта и взаимодействии всех; " это кухня, на которой шеф-повар учит поварят очень "простым" рецептам, которые позволяют об-щаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться, чтобы достичь высот мастерства. Характерные особенности мастер-класса: " Передача и обмен опытом; " Деятельностный подход (Активная деятельность участников); " Глубокое сочетание теории и практики; " Смена деятельности; " Наглядность; " 1; " Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися); " Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов); " Проводит яркая личность; " Нет назидательности; " Вызывает желание сделать, как мастер; " Сделать лучше; " Простота; " Доступность; " Творчество; " Инициативность; " Мозговой штурм; " Исполнение различных ролей; " Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодуш-ных людей; " Возможность получить "толчок" к творческой деятельности; " Рефлексивная деятельность. Структура мастер-класса: " Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач); " Тренинг или разминка (активизация деятельности); " Блок учебной информации. Основные элементы опыта; " Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Образная интерпретация; " Рефлексия. Организация мастер-класса: " Идея; " Подготовка, постановка цели, задач; " План; " Найти личность мастера (подбор команды); " Подбор информации; " Реализация проекта; " Показ своей презентации (методов, приемов работы); " Привлечение параллельно участников к активной деятельности; " Рефлексия. Деятельность мастера: " работа под девизом "Знаешь сам - научи другого"; " умение владеть вниманием аудитории; " максимальное вовлечение участников; " развитие умения работать индивидуально и в группах; " использование новых нетрадиционных форм и методов работы; " высокий уровень педагогического мастерства; " большое желание работать творчески; " проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).
|
Подписаться
RSS