Программа недели физики, посвященная 300 - летию М.В. Ломоносова. Рекомендации по проведению
11:59

В современном образовательном процессе проблема формирования интереса к предмету как средству развития познавательной самостоятельности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. При этом задача учителя заключается в воспитании человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой; способного самостоятельно ставить высокие цели и уметь достигать их. В век компьютеризации важно сохранить духовность личности, общечеловеческую культуру. Это реально осуществить при изучении природы и обучения с природой, что возможно в процессе изменения естественно научных дисциплин и во внеклассной работе данной образовательной области. 
Неделя физики является одним из эффективных способов подъема и оживления всей учебно-воспитательной работы в школе, поскольку содержание материала недели, поставленные цели и задачи способствуют реализации совершенствования обучения и воспитания.
Анализируя имеющийся педагогический опыт по проблеме формирования познавательного интереса учащихся, можно сделать вывод о недостаточном использовании внеклассной работы в качестве средства стимулирования интереса к предмету.
Цель недели:
Разработка структуры, содержания и определение эффективных условий, методов, форм, средств формирования познавательного интереса на основе взаимосвязи урочной и внеклассной работы.
Задачи недели:
• Выявить уровень сформированности познавательного интереса учащихся к предмету.
• Определить методы и формы организации внеклассной работы, способствующие формированию интересов учащихся и проверить их эффективность.
• Создать условия для развития способностей учащихся, приобщить их к творческой деятельности.
Отбор содержания материала и формы организации деятельности учащихся строились с учетом их индивидуально-возрастных особенностей, влияющих на формирования познавательного интереса (7-9 классы: тематические вечера, конкурсы, викторины; 10-11 классы: конференции, диспуты, олимпиада).
Для определения результатов мероприятий использовались методы опрос, беседа, анкетирование, мини-сочинения.
Основные этапы подготовки и проведения недели.
I. Подготовительный.
За две недели до открытия создается Совет из числа учителей, учащихся и родителей. Функции Совета:
a) Планирование проведения предметной недели.
b) Создание организационных секторов жюри информационного сектора консультационного сектора.
c) Разработка сценариев мероприятий, церемонии награждения участников.
Перед открытием недели готовится специальная газета, которая содержит поздравления учащихся с началом открытия недели, сообщения о плане проведения предметной недели, условиях конкурсов, призыв к активному участию в организации и проведении предметной недели.
II. Основной этап.
Проведение мероприятий недели согласно плану. Ежедневно выпускаются газеты: «Молния», «Внимание, физика», где сообщается информация о проведенных мероприятиях и их результатах.
III. Заключительный этап.
Совет организует работу секторов по подведению итогов предметной недели, проводят заключительное мероприятие, посвященное закрытию недели, где происходит церемония награждения активных участников и победителей конкурсов.
Приводим ориентировочную тематику проведения недели физики, посвященную 300-летию М.В. Ломоносова:
Понедельник.
Конференция учащихся 7-11 классов по теме: «М.В. Ломоносов первый российский академик».
Вторник.
Проведение урока-конференции по теме: «Становление будущего академика».
Годы учебы М.В. Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса М. В. Ломоносова к естественным наукам. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и личная жизнь М.В. Ломоносова в Германии. Ученые – учителя М.В. Ломоносова.
Среда.
Проведение устного журнала: «Открытия М.В.Ломоносова в области физики и астрономии».
Естественнонаучные взгляды М. В. Ломоносова. Корпускулярная теория материи. Достижения М. В. Ломоносова в области физики и астрономии. Теория строения материи. Закон сохранения и движения материи. Механическая теория теплоты. Работы в области электричества. «Теория электричества, разработанная математическим способом. Работы по оптике (усовершенствование микроскопа и телескопа, создание новых мореходных оптических приборов). Открытие атмосферы на Венере. Вклад М.В. Ломоносова в развитие метеорологии.
Четверг.
Устный журнал: «Достижения Ломоносова в области химии».
Разработка понятия о химическом элементе. Организация первой в России химической лаборатории. Открытие новой области естествознания – физической химии. М.В. Ломоносов о взаимосвязи химии, математики и физики.
Пятница.
Устный журнал: «Деятельность М.В. Ломоносова как организатора Российской системы образования».
Ломоносовская идея демократизации отечественного образования. Учреждения сети начальных школ и гимназий. Роль М.В. Ломоносова в деятельности Академического Университета в Петербурге. Введение русского языка, русского красноречия и русской истории в программу гимназического обучения. Основание Московского университета. Последние годы жизни ученого. М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников.
Суббота.
Закрытие предметной недели, посвященной 300-летию М.В. Ломоносова.
Рекомендуем использовать следующие вопросы для обсуждения с учащимися:
1) Какие черты характера отличали М.В. Ломоносова?
2) Что повлияло на формирование его личности?
3) Назовите основные естественно научные открытия М.В. Ломоносова?
4) Что предпринял М.В. Ломоносов для улучшения деятельности Академического университета и гимназии в Петербурге.
5) Каков вклад М.В. Ломоносова в развитие образования и науки России?
6) Почему М.В. Ломоносова произнес такие слова: «Обо мне дети отечества пожалеют…»?
Заключение.
М.В. Ломоносов занимает особое место в развитии отечественно и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого Российского академика, ученого энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
Форма проведения «Урока М.В. Ломоносова» может быть различной: Ломоносовская ассамблея; Ломоносовская мозаика; Литературная гостиная; Защита рефератов; Диспут, презентация, урок – конференция; урок – диспут; интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «Брэйн Ринг», «Слабое звено», «Поле чудес» и др.
Просмотров: 2603 | Добавил: cro_37243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0