Программа «Физическая культура. Начальные (1-4) классы»
11:15
Программа подготовлена доктором педагогических наук, профессором В.И.Тхоревым, Заслуженным учителем Кубани, мастером спорта СССР А.Л.Каракулиным, кандидатом педагогических наук С.П.Аршинником. Краснодар: 2011. – 57 с. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В.А. Баландин; Заслуженный тренер России и СССР, Заслуженный учитель России, доцент В.М. Шиян. Программа «Физическая культура. Начальные (1-4) классы» соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»). В ней представлены примерное распределение программного материала по классам, разделам и темам, их содержание, требования к подготовленности учащихся и примерные учебные планы. Скачать Программа «Физическая культура. Начальные (1-4) классы» соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»). Программа разработана на основе: - примерной программы начального общего образования по физической культуре (письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июля 2005 г. № 03-1263 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») - морфо-функциональных и психических особенностей детей 6 - 11 лет; - общих закономерностей физического воспитания; - традиций и региональных особенностей физического воспитания на Кубани; - многолетнего опыта преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях авторов программы; - результатов ежегодных мониторингов физического развития и подготовленности школьников г.Краснодара; - данных социологических исследований, проведенных среди школьников и учителей физической культуры начальных классов Краснодарского края. Содержание программы направлено на создание условий становления основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, формирования у них мотивации, основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, обеспечения духовно-нравственного развития, приобщения к общечеловеческим ценностям, профилактики асоциального поведения, укрепления физического здоровья школьников. Программа предполагает комплексный, образовательно-развивающий характер уроков физической культуры и их направленность на: - формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья, ее позитивном влиянии на развитие, обучение и социализацию; - овладение школьниками умениями осуществлять и организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность; - создание условий для формирования навыков систематического наблюдения за своим физическим состоянием, уровнем подготовленности, величиной физических нагрузок. При этом основными задачами реализации программы являются: - укрепление здоровья и содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию через повышение физической подготовленности и функциональных возможностей; - формирование жизненно важных двигательных умений и навыков в ходе воспитания физических качеств и обучения элементам базовых видов спорта; - обучение простейшим способам контроля физической нагрузки, отдельных показателей физического развития и подготовленности, а также первоначальных умений саморегуляции физического и психического состояния средствами физической культуры; - приобретение общих представлений и знаний в области физической культуры, а также навыков здорового и безопасного образа жизни. Структурно учебный материал для каждой параллели классов состоит из пяти разделов: теоретического, двух практических (воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков на основе элементов базовых видов спорта), требований к подготовленности учащихся и примерных годовых и рабочих календарно-тематических планов. В теоретическом разделе представлен учебный материал, относящийся к первоначальным знаниям об основах физической культуры, организме человека, гигиенических требованиях, значении физической культуры для укрепления здоровья; физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития, представлениям о базовых видах спорта. Раздел, касающийся физических качеств, содержит двигательные задания, направленные на воспитание силовых, скоростных, координационных, скоростно-силовых (прыгучесть, метания) способностей, а также выносливости и гибкости. Учебный материал третьего раздела (Формирование двигательных умений и навыков на основе элементов базовых видов спорта) включает в себя средства базовых видов спорта, таких как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание и др. В требованиях к подготовленности школьников в результате освоения учебного материала сформированы основные подходы, обеспечивающие получение и оценку специальной информации. В заключительном разделе представлены примерные годовые и рабочие календарно-тематические планы уроков физической культуры для соответствующей параллели. Практическая реализация программного материала предполагает формирование у школьников общекультурных (ОК): - соблюдение основ здорового образа жизни и правил личной гигиены; - владение культурой восприятия информации, мышления и поведения; - уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям страны и региона, толерантности и диалога с представителями других культур; - стремлению к саморазвитию, самосовершенствованию и обучению; - осознания гражданской ответственности по отношению к окружающей среде, обществу и самому себе; и специальных (СК) компетенций: - наличие представлений о значении физической культуры как фактора укрепления здоровья, физического, социального и психического развития и успешной учебы; - умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: соблюдение рационального режима дня, выполнения утреней гимнастики, участия в оздоровительных и спортивных мероприятиях и т.п.; - владение широким диапазоном двигательных действий, основными элементами базовых видов спорта, средствами воспитания физических качеств; - способность контролировать свое здоровье, физическое состояние, подготовленность и выполняемые физические нагрузки. Основополагающими принципами физического воспитания школьников начальных классов на уроках физической культуры служат: - комплексность, предусматривающая тесную взаимосвязь всех компонентов учебного процесса (теоретической, практической видов подготовки, воспитательных воздействий, педагогического контроля); - преемственность, определяющая последовательность изложения программного материала, постановку задач физкультурного образования, использования средств и методов обучения, совершенствования и воспитания, применения объемов и интенсивности физических нагрузок, положительную динамику показателей физического состояния и подготовленности; - вариативность, предполагающая использование широкого и разнообразного набора двигательных заданий и физической нагрузки для решения задач физкультурного образования; - возрастная адекватность физкультурно-образовательной деятельности, обуславливающая соответствие применяемых средств и методов морфо-функциональным и психическим возможностям младших школьников. Специальные термины и понятия. Под физическими качествами понимают совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. Применительно к динамике физических качеств употребляют термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений качества, а «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост его показателей. Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма. Во-первых, в школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств. Во-вторых, в ходе развития различных функций организма существуют сенситивные (чувствительные к нагрузкам) периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно. По мнению физиологов, сенситивные периоды частично совпадают с так называемыми критическими – скачкообразными моментами развития целого организма, отдельных его органов и тканей. В-третьих, в процессе воспитания физических качеств у детей школьного возраста необходимо неуклонно соблюдать постепенность роста физических нагрузок с учетом индивидуальные особенностей. Материальной основой для воспитания физических качеств являются физические или двигательные способности, которые заложены природой в любом человеке. Под физическими способностями понимают относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия. Другими словами двигательные способности можно охарактеризовать, как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Одновременно подчеркивается не тождественность терминов «физические качества» и «двигательные способности». Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные и другие. Таким образом, воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих двигательных способностей человека, а базовыми физическими качествами являются: сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных напряжений (усилий). Сила служит основополагающим физическим качеством человека. Термин быстрота трактуется, как способность выполнять движения с минимальными затратами времени. Различают следующие элементарные формы проявления скоростных способностей: - быстрота реакции; - быстрота одиночного движения; - частота (темп) движений. В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. Необходимо особо отметить, что все виды проявления скоростных способностей специфичны. Степень переноса с одной формы на другую весьма незначительна. Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные двигательные составы, смысловые и программирующие стороны. Выносливость – это способность противостоять утомлению в процессе какой-либо, в данном случае мышечной деятельности. Выносливость в мышечной работе характеризует степень работоспособности и сопротивляемости организма развитию утомления. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера, интенсивности и эффективности. Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена. Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с. Анаэробно-гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжительностью от 20 с до 5-6 минут. Под физическим качеством гибкость понимается способность выполнять движения с большой амплитудой. Данное физическое качество оценивается по суммарной подвижности в суставах тела. Выделяют активную и пассивную гибкость, которые в зависимости от возраста имеют определенные особенности развития. Активная гибкость определяется максимальной амплитудой в суставе при выполнении какого-либо движения без внешнего воздействия. Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы. Ловкость – это сложное, собирательное, комплексное качество, включающее силу, быстроту, выносливость, гибкость и достаточный уровень психического развития. Под ловкостью также понимается способность быстро, оперативно, целесообразно, то есть наиболее рационально, осваивать новые движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий. Критериями ловкости являются координационная сложность, точность движений и быстрое их выполнение. Поэтому ловкость выражается через совокупность координационных способностей. Гимнастика – одно из приоритетных средств физического воспитания, включающий широкий круг различных видов двигательной активности и физических упражнений, направленных на укрепление здоровья и физическое совершенствование. Легкая атлетика – массовый вид спорта, объединяющий широко распространенные и жизненно важные виды движений: ходьбу, бег (в т.ч. по пересеченной местности), прыжки, метания. Занятия легкой атлетикой способствуют физическому развитию, росту уровня подготовленности, поддержанию и укреплению здоровья человека. Подвижные игры - это сознательная, творческая, двигательная деятельность, осуществляемая в соответствии с предварительно оговоренными правилами и направленная на достижение поставленной цели. В начальной школе они являются одним из приоритетных и незаменимых средств решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности, развития двигательных способностей и формирования двигательных умений и навыков. При ознакомлении школьников с игрой следует придерживаться следующей последовательности: название игры, ролевые функции играющих и места их расположения, ход игры, цель игры, основные правила. Физическая нагрузка в игре дозируется изменением общей подвижности ее участников. Регулирование нагрузки осуществляется применением кратковременных пауз, изменением размеров игровой площадки, преодолеваемых детьми расстояний и численного состава команд (подгрупп), количества используемого инвентаря и т.п. В начальных классах целесообразно использовать некомандные подвижные игры, основанные на сказочном сюжете с речитативами, распределением ролей и простыми правилами, а также несложные игры-эстафеты. Спортивные игры - одно из приоритетных средств физического воспитания, включающее разнообразную игровую двигательную активность, осуществляемую в соответствии с исторически сложившимися вариантами и правила деятельности. В число приоритетных спортивных игр для учащихся общеобразовательных учреждений входят: баскетбол, волейбол, гандбол и футбол. Туризм - (от французского - tourisme — прогулка, поездка) передвижение по местности с оздоровительной, спортивной, познавательной целью. Одно из эффективнейших средство физического воспитания, сочетающее различные виды рекреационной деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека и др. Плавание – передвижение в водной среде, является жизненно необходимым видом двигательной активности, что предполагает формирование соответствующих навыков в раннем возрасте. Роль плавания в качестве средства физического воспитания школьников наиважнейшая. Занятия плаванием, помимо закаливающего эффекта, способствуют ориентированию в пространстве, дифференцировке временных, пространственных и силовых параметров движений, формированию координационных способностей, развитию выносливости, улучшению деятельности всех функциональных систем организма. Как вид спорта плавание включает различные стили передвижения на поверхности воды (вольный, на спине, брасс, баттерфляй) и под водой. |
|
Всего комментариев: 0 | |
Подписаться
RSS