Об утверждении Положения о муниципальной системе мониторинга оценки качества дошкольного образования в МО город Армавир
15:49

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 01 сентября 2021года № Р – 210 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования», на основании приказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 24 марта 2022 года № 658 «Об утверждении положения о региональной системе мониторинга оценки качества дошкольного образования в Краснодарском крае», в целях совершенствования системы мониторинга оценки качества дошкольного образования в городе Армавир приказываю:
1. Утвердить:
1) Положение о муниципальной системе мониторинга оценки качества дошкольного образования в муниципальном образовании город Армавир и оценочные карты согласно приложению к настоящему приказу (Приложение №№ 1, 2);
2) График проведения мониторинга качества дошкольного образования (оценочных процедур) в дошкольных образовательных организациях муниципального образования город Армавир в 2022 – 2023 учебном году (Приложение № 3);
3) состав муниципальной рабочей группы по организации и проведению оценочных процедур в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования (Приложение №4).
2. Директору МКУ «Центр развития образования и оценки качества О.В. Мартыновой:
1) направить в государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края заявку на обучение внешних и внутренних экспертов для эффективного проведения муниципальной системы мониторинга оценки качества дошкольного образования в муниципальном образовании город Армавир;
2) способствовать своевременной организации проведения муниципальной системы мониторинга оценки качества дошкольного образования муниципального образования город Армавир.
3. Главному специалисту управления образования администрации муниципального образования город Армавир Г.В. Егоровой:
1) осуществлять координацию действий и контроль за организацией системы мониторинга оценки качества дошкольного образования;
2) использовать результаты системы мониторинга в определении эффективности деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций и принятии управленческих решений.
4. Руководителям дошкольных образовательных организаций:
1) разработать Положение о внутренней системе мониторинга оценки качества дошкольного образования;
2) обеспечить эффективность и качество проведения внутренней оценки качества образования;
3) использовать результаты мониторинга качества дошкольного образования для принятия управленческих решений с целью повышения качества дошкольного образования в подведомственной организации.
5. Членам рабочей группы провести оценочные процедуры в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.
6. Контроль за выполнением приказа возложить на главного специалиста управления образования администрации муниципального образования города Армавир Г.В. Егорову.
7. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Положение о муниципальной системе оценки качества дошкольного образования в муниципальном образовании город Армавир
1. Общие положения
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
В Государственной программе «Развитие образования» до 2025 года определены задачи по созданию современной системы оценки качества образования на основе целостности процедур и механизмов, реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, основанных на принципах открытости, объективности, прозрачности процедур оценки качества образования.
Муниципальная система оценки качества дошкольного образования (далее – МСОК ДО) разработана в целях непрерывного системного анализа, выявления динамики и эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО), а также усиления результативности функционирования образовательной системы муниципального образования город Армавир за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений на разных уровнях образования.
Появление значительного числа процедур и механизмов оценки качества образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях требует определенных усилий участников в понимании основных индикаторов (показателей) различного инструментария, сложных механизмов анализа, интерпретации результатов оценочных процедур и их отражения в системе управления дошкольной образовательной организации, что актуализирует разработку единой муниципальной системы оценки качества дошкольного образования в городе Армавир.
Концептуальная основа проведения МСОК ДО строится на федеральных механизмах мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, профессиональном стандарте педагога, региональной системе оценки качества дошкольного образования переводя их требования в формат показателей и критериев муниципальной системы оценки качества дошкольного образования.
ФГОС ДО в полном соответствии с мировыми трендами в области оценки качества дошкольного образования обозначил новые принципы и подходы для российской образовательной системы и прежде всего:
сформулировал требования к образовательным программам дошкольного образования, к их структуре, содержанию, условиям и результатам;
вывел образовательные результаты воспитанников за рамки систем контроля, надзора и мониторинга качества дошкольного образования;
сформулировал требования к качеству дошкольного образования, которые фокусируются на создании образовательной среды высокого качества, позволяющей каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов.
Разработанная МСОК ДО объединяет требования разных действующих нормативных документов, унифицирует их понимание всеми участниками образовательного процесса и представляет четкие ориентиры для развития системы дошкольного образования.
Настоящее положение о проведении МСОК ДО в городе Армавир разработано с целью синхронизировать понимание данных требований на всех уровнях управления системой дошкольного образования – муниципальном, региональном, федеральном, а также обеспечить регулярную актуализацию инструментария с учетом изменений в нормативно-правовой базе Российской Федерации.
МСОК ДО позволит усовершенствовать муниципальные механизмы управления качеством дошкольного образования, сформирует единую базу критериев, параметров и показателей, алгоритмов их измерения, станет методологическим ориентиром для разработки показателей внутренней системы оценки качества в дошкольных образовательных организациях. Повышение отдачи от управленческих усилий возможно за счет внедрения механизмов единого инструментального сбора объективных данных о качестве образования, с учетом фиксации конкретных потребностей и дефицитов отдельных образовательных организаций по определенным критериям оценки.
Результаты мониторинга МСОК ДО в разрезе ДОО являются конфиденциальной информацией и не могут быть использованы как инструмент контроля за деятельностью дошкольной образовательной организации.
МСОК ДО ориентирована на выявление:
степени соответствия образовательных программ дошкольного образования нормативным требованиям ФГОС ДО, при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образовательных программ;
степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями действующим нормативным документам;
степени удовлетворенности семьи сотрудничеством и партнерством с ДОО;
степени обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу в ДОО;
степени совершенствования управления качеством дошкольного образования.
МСОК ДО реализуется в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 05.08.2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.05. 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12. 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации;
Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05. 2015г. № 2/15.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении Порядка проведении самообследования в образовательной организации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
Закон Краснодарского края от 16.06.2013г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 24.03.2022 г. № 658 «Об утверждении положения о региональной системе мониторинга оценки качества дошкольного образования в Краснодарском крае»
МСОК ДО, разработанная на методологической основе представленных нормативно-правовых документов, позволяет усовершенствовать механизмы как внутренней, так и внешней оценки качества образования в ДОО, получить данные, необходимые для развития муниципальной системы образования, повысить прозрачность ключевых аспектов качества современного дошкольного образования для всех заинтересованных лиц, в том числе родителей и опекунов воспитанников, других членов их семей, широкой общественности.
МСОК ДО направлена на стимулирование ДОО к совершенствованию качества в контексте актуальных федеральных тенденций и требований, создает условия для формирования единого образовательного пространства при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образовательных программ, позволяет повысить прозрачность ключевых аспектов современного российского дошкольного образования для всех заинтересованных лиц, в том числе родителей и лиц, их заменяющих, других членов их семей, широкой общественности.
Настоящая МСОК ДО содержит показатели оценки механизмов управления качеством дошкольного образования на уровне образовательной организации.
Качество дошкольного образования обеспечивается не только качеством образования, но и качеством присмотра и ухода за ребенком с целью обеспечения его безопасности, здоровья и повседневного ухода. Моменты ухода также являются по своей сути моментами воспитания и развития, их исключение из образования на этапе дошкольного детства практически невозможно.
МСОК ДО проводится по следующими критериями:
качество образовательных программ дошкольного образования;
качество содержания образовательной деятельности в ДОО
качество образовательных условий в дошкольных образовательных организациях;
качество взаимодействия с семьей;
качество обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу.
качество управленческих решений в дошкольной образовательной организации.
2. Муниципальные цели и задачи
Целью разработки и функционирования МСОК ДО является постоянное совершенствование качества дошкольного образования в муниципальном образовании город Армавир, удовлетворяющего требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и отвечающего потребностям всех участников образовательных отношений.
Достижение цели обеспечивается через решение следующих задач:
Задача 1. Обеспечить качество образовательных программ дошкольного образования.
Задача 2. Совершенствовать качество содержания образовательной деятельности в ДОО.
Задача 3. Создать образовательные условия, позволяющие каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов.
Задача 4. Выявить и обеспечить удовлетворенность семьи, как участника образовательных отношений, качеством образования.
Задача 5. Обеспечить качество услуг по присмотру и уходу воспитанниками.
Задача 6. Усилить результативность функционирования образовательной системы (организации) за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений.
3.Критерии МСОК ДО Система критериев и параметров МСОК ДО
Критерий 1.
Качество образовательных программ дошкольного
образования Параметр 1.1 Соответствие структуры ООП ДО требованиям ФГОС ДО
Параметр 1.2 Соответствие содержания целевого раздела ООП ДО требованиям ФГОС ДО
Параметр 1.3 Соответствие содержания содержательного раздела ООП ДО требованиям ФГОС ДО
Параметр 1.4 Соответствие содержания организационного раздела ООП ДО требования ФГОС ДО
Параметр 1.5 Соответствие содержания дополнительного раздела ООП ДО (презентации) требованиям ФГОС ДО
Критерий 2.
Повышение качества
содержания образовательной деятельности в ДОО Параметр 2.1 Познавательное развитие
Параметр 2.2 Речевое развитие
Параметр 2.3 Социально-коммуникативное развитие
Параметр 2.4 Физическое развитие
Параметр 2.5 Художественно-эстетическое развитие
Критерий 3.
Качество образовательных условий в ДОО Параметр 3.1 Кадровые условия
Параметр 3.2 Развивающая предметно-пространственная среда
Параметр 3.3 Психолого-педагогические условия
Критерий 4.
Качество взаимодействия
с семьей Параметр 4.1 Информированность о деятельности ДОО
Параметр 4.2 Вовлеченность в образовательный процесс
Параметр 4.3 Удовлетворенность качеством предоставляемых ДОО услуг
Критерий 5.
Качество обеспечения
здоровья, безопасности
и качества услуг по
присмотру и уходу Параметр 5.1 Сохранение здоровья детей
Параметр 5.2 Обеспечение безопасности
Параметр 5.3 Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу
Критерий 6.
Качество управления
в ДОО Параметр 6.1 Управление организационными процессами
Параметр 6.2 Внутренняя система оценки качества
Параметр 6.3 Программа развития ДОО

Критерий 1. Качество образовательных программ дошкольного образования.
Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников. Сохранение баланса программы между интеллектуально и социально-ориентированными занятиями. Это обеспечивает качество педагогического сопровождения.
Качество образовательных программ дошкольного образования определяется по соответствию программ, разработанных в ДОО, требованиям и рекомендациям II раздела ФГОС ДО: соответствие структуры, качество цели, условий, содержания деятельности.
Оценивание программ, разработанных в ДОО, позволяет определять векторы развития муниципальных системы дошкольного образования и прогнозировать развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании город Армавир.
Критерий 2. Качество содержания образовательной деятельности в ДОО.
Совершенствование работы ДОО по повышению качества реализации содержания образовательной деятельности обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной деятельности регламентируется пятью образовательными областями, имеющим свои задачи, целевые ориентиры.
Критерий 3. Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия).
Для оценки качества третьего параметра: психолого-педагогических условий, выделены показатели, связанные с общением педагога с детьми, с условиями поддержки детской инициативы, формирования чувства самоуважения, принятия себя. В целом, оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения его психического здоровья и формирования положительной самооценки.
Критерий 4. Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье).
Характерной тенденцией современного периода в развитии дошкольного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие семьи в жизни ДОО (п. 3.1, п. 5, 6 ФГОС ДО).
Критерий 5. Обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу.
Важно отметить, что МСОК ДО включает в свои задачи оценку качества услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, поскольку дошкольное образование - это, с одной стороны, важнейший уровень общего образования, с другой стороны — комплекс услуг, которые реализуются в течение всего времени пребывания ребенка в организации.
Включение в МСОК ДО показателей качества, связанных с присмотром и уходом за воспитанниками ДОО позволяет создать более полную картину комплексной оценки качества деятельности ДОО.
Критерий 6. Качество управления в дошкольных образовательных организациях.
Обеспечение высокого качества дошкольного образования требует координации усилий представителей разных служб и ведомств на разных уровнях управления системой образования, которые непосредственно влияют на его качество. Качество управления ДОО понимается как высокое качество управленческой деятельности руководителя, владение специальными приемами и способами влияния на условия развития организации.
4. Методы сбора и обработки информации
Муниципальная система оценки качества дошкольного образования проводится ежегодно во II квартале в дошкольных образовательных организациях муниципального образования город Армавир, не принимающих участие в других мониторингах качества образования федерального, регионального уровня.
Первым этапом мониторинга является самоанализ ДОО по предложенным критериям, параметрам и показателям, который дает возможность рефлексии сотрудниками дошкольной организации собственной деятельности. Его особенность, в отличие от традиционных плановых инспекторских проверок, состоит в том, что первоначальный и всесторонний анализ собственной работы проводят сами сотрудники ДОО. В самоанализе принимают участие руководящие и педагогические работники ДОО, родители (законные представители). Результаты самоанализа не подвергаются какой-либо огласке. Самоанализ может проводиться в любое время, удобное для ДОО, не реже одного раза в год.
С помощью самоанализа сотрудники и администрация могут выявить сильные и слабые стороны в своей работе и сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения. Самоанализ позволит изменить профессиональную позицию, повысить компетентность каждого сотрудника, делая его активным участником совершенствования работы дошкольной организации.
Самоанализ позволит реализовать грамотный подход к построению стратегии развития ДОО, корректировке блоков программы развития ДОО, обоснованное принятие управленческих решений по результатам проведенного анализа.
Вторым этапом мониторинга является внешняя экспертиза. Внешняя экспертиза проводится привлеченными экспертами из числа прошедших обучение по процедурам и инструментариям мониторинга качества дошкольного образования любого уровня.
К внешней экспертизе привлекаются руководители дошкольных образовательных организаций, старшие воспитатели, педагогические работники ДОО, специалисты МКУ «Центр развития образования и оценки качества».
Внешний эксперт не должен работать в образовательной организации, подлежащей экспертизе.
Часть внешней экспертизы (критерий 1, 4, 6 (параметр 6.1, частично 6.2) может проводиться в дистанционной форме до очной экспертизы. Критерии 2, 3, 5, 6 (параметры частично 6.2, 6.3) анализируются в очной форме.
Анкетирование (оценка критерия 4) проводится с родителями одной из групп детского сада (по выбору внешнего эксперта).
Анкета состоит из трех частей: «Информированность о деятельности ДОО», «Вовлеченность родителей в образовательный процесс», «Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ДОО услуг», но носит целостный характер. Поэтому родителям анкета предоставляется целиком, без деления на разделы. Анкета анонимная. Проводится анкетирование в группе до проведения внешней экспертизы. Заполненные анкеты передаются педагогами группы внешнему эксперту, который анализирует полученные результаты.
Внешней эксперт присутствует в организации не более 1 рабочего дня.
Внешняя экспертиза осуществляется в одной группе ДОО (по выбору внешнего эксперта).
Внешняя экспертиза проводится в 5 этапов:
1 - сбор общих данных, интересующих эксперта;
2 - собственно экспертиза (заполнение оценочных карт, на основе наблюдения и анализа документации, анализ полученной информации, расчет оценки).
Анализ полученной информации производится путём ее сопоставления с утвержденными в оценочных картах показателями, по итогам сопоставления фиксируется достигнутый уровень по каждому показателю. Далее производится расчет среднего арифметического балла по каждому параметру каждого критерия. При получении дробного числа используется правило округления до десятых долей (пример расчета по первому критерию представлен в схеме 1).

Приказ УО №592 от 30.08.2022 «Об утверждении Положения о муниципальной системе мониторинга оценки качества дошкольного образования в муниципальном образовании город Армавир»
Категория: Система мониторинга дошкольного образования | Просмотров: 89 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0