Об организации работы по психологической подготовке выпускников ОО к государственной итоговой аттестации по образовательным программам
13:17

На основании приказов управления образования администрации муниципального образования город Армавир от 31 августа 2015 года № 703 «Об распределении полномочий по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в муниципальном образовании город Армавир в 2016 году», от 2 сентября 2015 года № 727 «Об утверждении Дорожной карты организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в муниципальном образовании город Армавир в 2016 году», с целью психологической подготовки выпускников к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования приказываю:
1. Утвердить План мероприятий психологической подготовки обучающихся выпускных классов образовательных организаций к государственной итоговой аттестации в 2016 году (далее – План) согласно приложению 1.
2. Главному специалисту управления образования Н.В.Булатовой поручить координацию психологической подготовки обучающихся 9 и 11-х классов к прохождению государственной итоговой аттестации.
3. Директору муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования» О.В.Мартыновой поручить организационно-методическое обеспечение психологической подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на муниципальном уровне: организовать проведение обучающих семинаров-практикумов, мастер-классов для педагогов-психологов общеобразовательных организаций по вопросам организации психологического сопровождения всех участников образовательного процесса при подготовке к экзаменационным испытаниям.
3. Руководителям общеобразовательных организаций:
1) создать организационно-педагогические условия для реализации Плана;
2) организовать работу психологической службы (педагога-психолога) по преодолению стрессовых ситуаций у учащихся в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11(12) классов, используя разнообразные формы работы (классные часы, циклы занятий в форме психологических тренингов для выпускников по развитию внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия эмоционального напряжения, групповые и индивидуальные беседы по проблемам психологической готовности к ГИА, консультирование учителей и родителей (законных представителей) по вопросам психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям);
3) разработать и утвердить программу психологического сопровождения подготовки выпускников к ГИА в соответствии с предложенными рекомендациями (приложение 2);
4) использовать в работе методические рекомендации кафедры психологии ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края (прилагается).
4. Контроль за выполнением данного приказа возложить на главного специалиста управления образования муниципального образования город Армавир Н.В.Булатову.
5. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

План мероприятий психологической подготовки выпускников 9, 11-х классов к государственной итоговой аттестации в 2016 году

Рекомендации по составлению Программы психологического сопровождения и подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации
Пояснительная записка
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, являясь обязательной процедурой для всех выпускников школ России, призвана обеспечивать объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. В связи с этим актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются, прежде всего, через трактовку понятия «готовность» в психологии:
1) согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);
2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);
3) момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
В МБОУ-СОШ №_____ города Армавира психологическая готовность обучающихся к ГИА организуется на уровне всех субъектов образовательного процесса: учащихся 9, 11 классов, учителей-предметников, классных руководителей, родителей.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
Для этого была разработана Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса к прохождению государственной итоговой аттестации.
Цель Программы: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ГИА.
Задачи программы:
1. Развитие познавательного компонента психологической готовности к ГИА: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.
2. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
3. Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ГИА.
4. Создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.
Субъекты программы: выпускники 9 и 11-х классов, их родители, учителя.
Программа включает 5 направлений:
1. Диагностическое направление.
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
4. Профилактическая работа.
5. Организационно-методическая работа.

Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса учащихся к ГИА и сдаче ЕГЭ.

Основными направлениями психологической подготовки субъектов образовательного процесса к сдаче ГИА являются:
- диагностическое – определение уровня психологической готовности у выпускников и ее коррекция;
- информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку.
Диагностическое направление.
Методику изучения уровня психологической готовности у выпускников школы составляют две группы методов.
Первая группа методов направлена на оценку психологической готовности к ЕГЭ с позиций самих выпускников и их родителей.
Метод анкетирования:
1) анкета «Готовность к ЕГЭ»;
2) анкета «Определение выпускников группы риска».
Вторая группа методов направлена на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников. Рекомендуем использовать следующие методики:
1. Тесты на развитие внимания («Определение объема внимания», «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания», «Корректурные пробы Бурдона»).
2. Тест «Цезарь» для диагностики объема оперативной памяти.
3. Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции».
Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса прохождению ГИА предполагает следующие формы работы психолога с выпускниками школы:
• групповые занятия-тренинги;
• игры-драматизации (овладение процедурой ГИА на симулированном материале);
• индивидуальные консультации;
• формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально).
Возможное содержание групповых занятий с выпускниками включает:
• ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ГИА в аспекте психологической подготовленности учащихся;
• освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время ГИА.
Формы работы с родителями:
• фронтальные: тематические родительские собрания.
• индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником).
Направления работы с педагогами:
• обсуждение и коррекция нереалистических установок на тестовую форму ГИА;
• взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии по психологической подготовке выпускников (учитель - эксперт);
• ознакомление педагогов с психологической спецификой ГИА в целом и трудностями отдельных групп выпускников;
• знакомство с психологическими характеристиками выпускников (по результатам диагностических исследований);
• взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний.
Ожидаемые от реализации данной программы результаты:
1. Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА.
2. Развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у выпускников училища.
3. Повышение сопротивляемости стрессу.
4. Развитие навыков саморегуляциии и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
5. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.
Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА у выпускников.
Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении ГИА. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей службе и личной жизни.

Скачать приказ № 822 от от 02.10.2015 года


Психологическое сопровождение подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Методические рекомендации
Просмотров: 1472 | Добавил: my-cro | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0