О методических рекомендациях по проведению Единого Всекубанского классного часа «Гордимся, помним!»
17:20

Во исполнение письма министерства образования и науки Краснодарского края от 24 апреля 2015 года № 47-5778/15-14 «О направлении методических рекомендаций по проведению Единого Всекубанского классного часа «Гордимся, помним!» администрация МБУ «Центр развития образования» направляет методические рекомендации по проведению 8 мая 2015 года в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края Единого Всекубанского классного часа «Гордимся, помним!» (приложение 1).
С методическими рекомендациями Единого Всекубанского классного часа «Гордимся, помним!» также можно ознакомиться на сайте kkidppo.ru в разделе «Научно-методическая работа», вкладка «Методические рекомендации». В данном разделе размещены ссылки на видеоматериалы о героических сражениях и подвигах на территории Кубани во время Великой Отечественной войны
По итогам проведения Единого Всекубанского классного часа просим Вас предоставить три лучшие разработки Классного часа в следующих возрастных категориях: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы, а также сопроводительные документы: заявка (приложение 2).
Все необходимые материалы просим предоставить в МБУ «Центр развития образования» на бумажном и электронном носителях в срок до 16.00 час. 8 мая 2015 года.

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Краснодарского края Всекубанского классного часа «Гордимся, помним!», посвященного70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
В мае 2015 года мировое сообщество будет отмечать славную дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Великая Победа является ярким примером единства наций и народов перед лицом общего врага. Попытки гитлеровской Германии расколоть Европу и многонациональный советский народ окончились провалом. Это еще раз доказывает, что различия в религиях, культурных особенностях, языках, этническом происхождении и даже в общественном устройстве не являются непреодолимыми препятствиями, когда речь идет об угрозе человеческой жизни и нормальному общественному развитию.
Предлагается в образовательных организациях к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне провести Всекубанский классный час под девизом «Гордимся, помним!»
Главная цель проведения Всекубанского классного часа: содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, к государственным Праздникам России.
Основными нормативно-правовыми документами, определяющими работу с обучающими в этом направлении, являются:
Указ «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины победы в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов» от 25 апреля 2013 года N 417;
Распоряжение Правительства РФ от 02.01.2014 №1-р (ред. от 29.04.2014) «Об утверждении плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России»;
Поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 20 июня 2014 г № 08-772 «О проведении тематических уроков, посвященных памятным датам российской истории и культуры.
Министерством образования и науки также подготовлено и отправлено руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, информационное письмо от 26 июня 2014 г. НП 694/08 «О проведении тематических уроков».
При организации и проведении Всекубанского классного часа педагогам следует обратить внимание на необходимость воспитания учащихся в духе патриотизма, межкультурного диалога, взаимопонимания и уважения к традициям и культуре своего народа.
Уроки должны содействовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию российской национальной культуры, культуры народов России, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию всех народов, населяющих нашу страну, формированию у школьников понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, нравственности, чувства долга и личной ответственности за порученное дело.
Предлагаемые ниже материалы, носят рекомендательный характер и составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.
Целью Всекубанского классного часа является создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны1941-1945 гг.
Задачи Всекубанского классного часа:
-актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
-воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, гордости за достижения родной страны, воспитание гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам;
- развитие познавательной компетентности обучающихся на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны, освободивших Россию и Краснодарский край;
- формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.
Педагогическими основами и методическими условиями успешного проведения занятия являются:
- раскрытие значимости Победы в войне с фашизмом для нашей страны и для всего мира;
- изучение примеров массового героизма, проявленного защитниками Родины;
- формирование понимания Победы как результата героических усилий многонационального и поликонфессионального советского народа;
- опора на межпредметные связи, актуализирующие знания учащихся по истории Отечества, литературе, географии, краеведению;
- реализация воспитательного потенциала учебных предметов, в содержании которых раскрываются аспекты истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
- опора на краеведческие материалы региональных и школьных музеев, отражающих подвиг народа;
- опора на материалы семейных архивов обучающихся (фотографии участников боевых действий, письма с фронта и т.д.);
- использование документов, наглядного материала, фонозаписей, музыкальных произведений.
При проведении Всекубанского классного часа целесообразно использовать воспитательные возможности музейной педагогики. В музеях можно организовать тематические выставки о войне, подготовить экспозиции документальных материалов и экспонатов, раскрывающих военную эпоху, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.
Формы работы с учащимися при проведении Всекубанского классного часа могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были увлекательными и эффективными, способствовали формированию гражданственности и патриотизма, соответствовали возрасту учеников.
Так, например, в начальной школе могут быть организованы и проведены:
• встречи-чествования земляков-ветеранов войны под девизами «Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»;
• беседы по темам «Мир и война глазами детей», «Далекой войны солдат…»;
• викторина «Галерея портретов полководцев»;
• конкурсы чтецов «Их подвиг будет жить в веках», «Память о героях священна», «Никто не забыт, ничто не забыто»;
конкурсы рисунков и плакатов «Мир глазами детей», «Миру - мир», «Нам не нужна война», и т.д.
Предлагаем в начальной школе урок посвятить памяти маленьким героям большой войны, их мужеству и патриотизму. Это они сражались рядом со старшими отцами и братьями. Все жители нашей малой Родины помнят детей-героев Кубани.
В основной школе при проведении классного часа обучающимся предлагается выполнить комплекс познавательных и практических заданий, исследовательских работ с опорой на краеведческий материал, на семейные архивы школьников (фотографии, письма с фронта и т.д.).
В содержание классного часа следует включить фактический материал об участии советских воинов, мирных жителей Кубани в победе над врагом, рассказы ветеранов о войне.
Актуальным для основной школы будет проведение интегрированного урока с опорой на знания учащихся по истории Отечества, литературе и другим предметам, который дает возможность «сквозного» и многостороннего обсуждения с учащимися событий и итогов Великой Отечественной войны.
Формами работы в основной школе могут быть:
• викторины, конкурсы, блицтурниры, способствующие актуализации знаний о Великой Отечественной и Второй мировой войнах, о Победе над фашизмом, о подвигах защитников нашей страны;
• выпуск школьной стенной печати: боевой листок, классная стенгазета посвященных подвигу наших земляков во время Великой Отечественной войны - Е.Д. Бершанской, З.А.Сорокину, братьев Игнатовых, А.Подоляк, И.Никонову и др.;
• создание исторической карты или карты-схемы обороны «Голубой Линии», легендарной в истории сражений за Кавказ обороне плацдарма-Малой земли;
• сообщения учащихся с использование мемуарной литературы;
• сообщения учащихся о походах, поездках или экскурсиях по местам боевой славы;
• конкурс творческих работ учащихся: рисунков, антивоенных лозунгов, сочинений «Письмо солдату», эссе, интервью и т.д.;
• выполнение исследовательского проекта;
• просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне;
• компьютерные презентации на тему войны.
После поражения под Москвой гитлеровское командование вынуждено было искать другие пути к победе. С этой целью была сделана ставка на военно-экономическое удушение СССР. Ставилась задача отсечь от страны богатые сырьевыми ресурсами южные районы, пробиться к Волге, перерезать эту важнейшую магистраль, снабжающую нашу промышленность и армию нефтью, хлебом, что, в конечном счете, по мнению Гитлера, должно было предрешить исход войны. Фашистское руководство рассчитывало «немедленно и возможно полно использовать оккупирован¬ные территории в интересах Германии, получить как можно больше продовольствия и нефти»
В конце весны 1942 г. гитлеровское верховное командование сосредоточило основные усилия на южном крыле советско-германского фронта, делая став¬ку на захват нефтяных районов Кавказа и плодородных областей Дона, Кубани, Ставрополья. Замысел врага по захвату Кавказа был изложен в директиве гитлеровского командования № 45 от 23 июля 1942 г., условное наименование «Эдельвейс», и состоял в том, чтобы окружить и унич-тожить наши войска южнее и юго-восточнее Ростова и овладеть Северным Кавказом. Затем предполагалось обойти Главный Кавказский хребет с запада и востока, одновременно преодолеть его с севера через перевалы. Для выполнения этих задач предназнача¬лась группа армий «А». Двадцать пятого июля про¬тивник развернул наступление на Сальском, Ставро¬польском и Краснодарском направлениях. В начале августа война пришла на землю Кубани. Казаки 17- го кавалерийского корпуса дали бой в районе станиц Шкуринской и Кущевской, в котором уничтожили 3 тысячи фашистских солдат и офицеров, а также много танков, орудий, минометов. Несмотря на потери, враг наступал. Вскоре он овладел Армавиром, Майкопом и предпринял яростные атаки в туапсинском направлении. В это же время были брошены крупные силы на Краснодар. Бои шли с 10 по 12 августа. 30-я Иркутская Краснознаменная дивизия не только сдерживала противника, но контрударами выбила его из города. В августовских баях гитлеровцам удалось овладеть восточным побережьем Азовского море. О мужестве советских воинов в этих оборонительных баях можно судить по подвигу легендарного монитора «Железняков». Монитор сражался в низовьях Кубани. В это время враг рвался к Темрюку. Огонь корабля сдерживал противника на правом флоте, и фашисты не смогли сломить нашу оборону. Огонь корабельной пушки уничтожил большой склад боеприпасов врага, и сотни месяцев погибли.
В сентябре- декабре 1942 года продолжались упорные бои на Туапсинском направлении. Оборона Новороссийска и Туапсе сорвала планы гитлеровского командования по захвату Черноморского побережья и заставила его перейти к обороне.
Овладеть всей территорией края фашисты не могли. Легендарными в истории сражений за Кавказ явились десант в районе рыбацкого поселка Станичка у Новороссийска и оборона захваченного плацдарма-Малой земли. 4 февраля 1943 года отряд моряков под командованием майора У.А. Куникова высадился на берег. Триста храбрецов повели бой с такой сноровкой и яростью, будто их тысячи. И вслед за ними на захваченный плацдарм перевезли десантный корпус 18-й армии. Семь месяцев враг штурмовал этот плацдарм. Краевая партийная организация возглавила широкое партизанское движение и подпольную борьбу против оккупантов. Партизаны освободили несколько станиц и хуторов, организовали налеты на фашистские гарнизоны, штабы германских войск. Бойцы отряда «Нордост» в сентябре 1942 года напали на штаб противника станицы Нижнебаканской и забросали помещение противотанковыми гранатами, уничтожили гитлеровских офицеров и штабные документы. В декабре 1942 года партизаны другого отряда проникли ночью в Нефтегорск и взорвали клуб, где гитлеровцы устроили праздничный банкет. Было убито 30 и ранено 40 фашистов.
Громили и вражеские коммуникации. Подрывники из отряда «Гроза» у станицы Бакинской пустили под откос воинский эшелон. Минеры отряда П. К. Игнатова подорвали поезд с 63 платформами, груженные танками и орудиями. Партизанские засады уничтожали автомашины с гитлеровцами и боеприпасами. В начале января 1943 года советские войска перешли в наступление на Кавказе. Они освободили Армавир, Майкоп, Кропоткин, Тихорецк. 5 февраля заняли Ейск и закрыли пути отступления немецкой армии через Ростов. Предстояли бои за Краснодар. 12 февраля первыми вырвались в город бойцы моторизованной бригады, а утром наступившего дня красный флаг водружен в центре города. Весной 1943 года в небе Кубани происходила одна из самых крупных ВОВ воздушных битв. С обеих сторон в ней приняли участие более 2-х тысяч самолетов.
21 сентября была освобождена Анапа. Среди фашистских солдат и офицеров началась паника.
27 сентября был освобожден Темрюк. 9 октября части 56-й армии вышли к берегу Керченского пролива. Так завершилась битва за Кавказ.

Для учащихся старшей ступени обучения будет актуальным урок-дискуссия об итогах и уроках Второй мировой войны.
Возможна организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами трудового фронта, представителями воинских частей, органов государственной власти и местного самоуправления.
Формами актуализации темы для подростков могут быть:
• организация выставок, тематических экспозиций художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории и выдающимся личностям нашего Отечества;
• проведение тематических митингов и школьных акций;
• брейн-ринг по теме: «Встреча с подвигом»;
• фотовыставки «Города-герои»;
• презентация фотолетописи «И помнить страшно, и забыть нельзя», в которой можно собрать воспоминания, стихи, фотографии о трудных военных днях.
В старших классах полезно провести:
- «круглые столы» по темам: «Выполняя интернациональный долг», «Роль личности в истории страны», «Антинационалистические движения в современной истории»;
- диспуты на темы: «Что такое Родина? Как связаны между собой понятия «Родина» и «патриотизм»?», «Почему важно хранить память о знаменательном событии прошедшей войны и тех, кто приближал «праздник со слезами на глазах?», «А должен ли я быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?».
Важно, чтобы Всекубанский классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, имел продолжение: можно провести внеклассные мероприятия, посвященные увековечиванию памяти о Победе советского народа в войне: учащиеся могут посадить аллею Славы, Победы, открыть фотовыставку, посвященную этой дате, в школьном музее, запустить в небо голубей после проведенного классного часа и т.д.

Методические рекомендации
по проведению Всекубанского классного часа
«Гордимся, помним!», посвященного 70 - й годовщине
Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов,
на начальной ступени обучения
в образовательных организациях Краснодарского края,

Главная цель Всекубанского классного – содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважения к государственным Праздникам России.
Задачами урока для всех ступеней общего образования являются:
- содействовать формированию у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю России и Краснодарского края
-развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в родном крае;
- формировать понимание сущности таких ценностей как: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья. Воспитывать необходимость принятия обучающимися опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны, своего края. Историческая память, необходимая для становления государственности, гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Специфическими задачами Всекубанского классного часа для начальной школы являются:
- развивать у школьников чувства гордости за её многонациональный народ, являющийся победителем во второй мировой войне, спасшим Европу от фашизма;
- формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;
- закрепить знания учащихся о важном историческом событии в жизни.
Ценностными ориентирами при подготовке открытого урока являются формирование основ гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своего края, страны России, «большой и малой» Родины.
Формы организации классного часа в начальной школе могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства, за историю страны и ее выдающихся людей.
Для учащихся 1-4 классов в рамках учебных предметов и дисциплин могут проводиться «уроки мужества», тематические конкурсы, викторины, беседы.
Для детей 7-9 лет интерес вызывают заочные путешествия. Актуальным будет и проведение интегрированных уроков, встречи с ветеранами ВОВ, людьми, родителями, воинами Российской Армии, подготовка небольших сообщений о кубанцах - участниках великих сражений.
Предлагаем в начальной школе классный час посвятить памяти маленьким героям большой войны. Это они сражались рядом со старшими - отцами, братьями на море, как Боря Кулешин, и в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Леня Голиков и в Брестской крепости, как Валя Зенкина, и в керченских катакомбах, как Володя Дубинин, в подполье, как Володя Щербацевич.
Важно помочь учащимся понять значимость подвига.
Таким образом, классный час должен эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности, поэтому важно организовать его так, чтобы на нем сочеталась фронтальная, групповая и индивидуальная работа; использовались разные виды деятельности (чтение, письмо, беседа, просмотр фрагментов из фильмов, рисование и т.п.).
Сценарный план классного часа
Организационная часть:
Вводное слово учителя (в тезисной форме).
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты.
Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.
Наше Отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.
Учитель должен отметить, что наравне со взрослым населением отважно сражались с фашистами и дети.
Важно, чтобы выступление учителя опиралось на содержание школьного предмета «Окружающий мир» (раздел «Времена Советской России и СССР. 1917 –1991 годы», темы: «Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны»).
Ориентировочное название урока: «Мы внуки страны, победившей фашизм».
Используя метод подводящего диалога, учитель выстраивает логическую цепь: Родина - Россия – Краснодарский край – Война – Победа – Подвиг советских людей – Память.
Организационная часть проходит через все этапы.
Мотивация может быть проведена в любой форме.
Это может быть показ видеоролика с сюжетом из военной хроники, или художественного фильма (например, «Васек Трубачев» – Отряд Трубачева сражается). Это может быть выступление гостя, или это может быть слайд – монтаж, на котором представлены фрагменты плакатов, рисунков, портретов участников ВОВ.
Основная часть
Далее учитель рассказывает об основных этапах войны и ее героях. Он говорит о том, что много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
На борьбу с врагом встал весь советский народ и среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. По разным данным в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры - герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми.
За боевые заслуги они награждались орденами и медалями.
Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё не сломило народ. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.
Рекомендуется рассказать учащимся о детях-героях Кубани. ЛЁНЯ ОБЪЕДКО
Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года. НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА.
Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя. ВАНЯ МАСАЛЫКИН.
Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян. ВИТЯ ГУРИН.
Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа». ТОЛЯ АЛЕХИН.
Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года. ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА.
Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами. ВОЛОДЯ ГУКОВ.
Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года. ЛЁНЯ ТАРАННИК.
Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года. ФЕДЯ ТОКАРЕВ.
Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми. ВОЛОДЯ ГУКОВ.
Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года. ЛЁНЯ ТАРАННИК.
Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.
Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. За боевые заслуги десятки тысяч детей и подростков были награждены орденами и медалями: Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами.
Далее учитель, используя прием подводящего диалога, подводит ребят к пониманию героизма. Он раздает учащимся карточки с описанием подвигов пионеров героев. Ребята работают с предлагаемым материалом. Необходимо прочитать его и обсудить. Учитель может спросить у школьников, что они знают о пионерах героях?
Важно показать примеры мужества, как на фронте, так и в тылу, что поможет возродить память, понять значимость подвига всех людей в т.ч. и детей.
Завершающий этап
Попросите ребят сделать рисунок «Мы помним!».
Далее учитель предоставляет слово приглашенному гостю (ветерану, родителю, военнослужащему), который в течение 3-5 минут подводит итоги конкурса рисунков и награждает всех участников конкурса памятными подарками.
Учитель может сказать о том, память о детях – участниках войны живет: 8 февраля в России всегда отмечался как день памяти пионеров-героев, а с 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах:
Заключение. Рефлексия
Учитель организует беседу на тему, что нового учащиеся узнали в ходе классного часа. В заключительном слове учитель говорит о том, что идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20000 медалью «За оборону Москвы».
Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза.
Но время неумолимо бежит вперед, и всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас, и мы должны им бережно относиться ним, не забывать им и помогать во всем.
Методические рекомендации
по проведению Всекубанского классного часа
«Гордимся, помним!», посвященного70-й годовщине
Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов,
на основной ступени обучения
в образовательных организациях Краснодарского края

Главная цель классного часа: содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, в формировании российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважению к государственным Праздникам России.
Задачами классного часа для всех ступеней общего образования являются:
- формирование у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 г., осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;
- развитие у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;- формирование активной жизненной позиции школьников, создание педагогических условий для их гражданского самоопределения, стремления к самореализации в России;
- формирование понимания сущности таких ценностей как: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья. Воспитание необходимости принятия обучающимися опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
- мотивирование обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Форма классного часа: информационный час.
Сценарный план классного часа
Специфическими задачами для основной школы являются:
- развивать у школьников чувство гордости за её многонациональный народ, являющийся победителем во второй мировой войне, спасшим Европу от фашизма;
- формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;
- закрепить знания учащихся, о Великой Отечественной войне как о важнейшем историческом событии в жизни нашего народа, с использованием мультимедийных средств, подготовленных школьных проектов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Ценностными ориентирами при подготовке классного часа являются формирование гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своей страны России, «большой и малой» Родины.
Формы организации классного часа могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства гордости за историю страны и ее выдающихся людей.
Актуальными для обучающихся основной школы будут следующие виды деятельности:
- встречи с представителями различных ветвей власти, с ветеранами ВОВ, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни, родителями, воинами Российской Армии;
- участие в экскурсии по школьному музею;
- участие в групповой работе по обсуждению материалов о ВОВ;
- усвоение общего смысла того, что означает «Память народа», понимание значимости героического подвига народа;
- подготовка небольшого сообщения о людях-участниках великих сражений.
Уроки должны содействовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому наследию. Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны. Историческая память необходима для становления государственности, гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Очень важно на Всекубанском классном часе, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, возродить у обучающихся память о тех событиях, помочь понять значимость всенародного подвига.
Таким образом, классный час должен эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности, поэтому важно организовать его так, чтобы на нем сочеталась фронтальная, групповая и индивидуальная работа; использовались разные виды деятельности (чтение, письмо, беседа, просмотр фрагментов из фильмов, рисование и т.п.).
Дидактические материалы: DVD-диски, подготовленные для проведения классного часа, картины художников - баталистов, рисунки учащихся.
Технические средства обучения: видео - проектор, интерактивная доска.
Организационная часть.
Вводное слово учителя (в тезисной форме).
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:
Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.
Наше Отечество пережило годы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.
Земной поклон всем нашим дедам и прадедам, отстоявшим наше право ЖИТЬ!
Важно, чтобы выступление учителя опиралось на знание имеющийся опыт учащихся. Используя метод подводящего диалога, учитель выстраивает логическую цепь: Родина – Россия - Война - Победа – Подвиг советских людей – Память.
Организационная часть проходит через все этапы.
Мотивация может быть проведена в любой форме.
Это может быть показ видеоролика с сюжетом из военной хроники, или художественного фильма. Это может быть слайд – монтаж, на котором представлены фрагменты плакатов, рисунков, портретов участников ВОВ. Это может быть выступление гостя.
Участникам занятия предлагается рассмотреть, например, плакаты, которые помещены на слайде, и высказать точку зрения, что на нем изображено и как они называются. А затем учитель может открыть выставку рисунков учащихся.
Основная часть
Далее учитель может рассказать об основных этапах войны и ее героях. Он говорит о том, что много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Далее учитель, используя прием подводящего диалога, подводит ребят к пониманию героизма советских людей. Учитель может спросить у школьников, знают ли они кто такая Зоя Космодемьянская, Василий Клочков и обращает внимание на героическое участие наших земляков в событиях Великой Отечественной войны.
Важно показать примеры мужества, как на фронте, так и в тылу, что поможет возродить память, понять значимость подвига всех людей.
Особое место в обсуждении отведите и подвигу людей Блокадного Ленинграда и подвигу героев, освобождавших Краснодарский край.
Главная мысль этого этапа: «Нельзя допустить, чтобы весь этот ужас повторился».
Завершающий этап
На этом этапе учитель ставит оценочные вопросы (для проверки отношений, ценностных установок) - ориентированы на собственное отношение, занятие определенной позиции, понимание смысла:
• Как вы думаете, актуальна ли эта проблема в современном мире?
• Как Вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без войны?
На каких принципах, по Вашему мнению, должны сотрудничать разные народы, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?
Подвести итог работы в классе могут как сами учащиеся, так и приглашенные гости.
В своем выступлении гости должны акцентировать внимание, что Россия многонациональная страны, что Краснодарский край, в котором мы живем, тоже многонациональный, что какой - бы мы не были национальности - мы все равны, и сберечь мир между людьми разных национальностей задача всех людей и детей в том числе. Нужно уметь дружить и уважать друг - друга.
Рефлексия
Учитель организует беседу на тему, что нового учащиеся узнали в ходе классного часа.
В заключительном слове учитель говорит о том, что идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории.
Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас, и мы должны им бережно относиться ним, не забывать им и помогать во всем.
Методические рекомендации
по проведению Всекубанского классного часа
«Гордимся, помним!», посвященного 70 -й годовщине Победы
в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов,
для старшей ступени образования
в образовательных организациях Краснодарского края,

В мае 2015 года мировое сообщество будет отмечать славную дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Великая Победа является ярким примером единства наций и народов перед лицом общего врага. Попытки гитлеровской Германии расколоть многонациональный советский народ по этническому и социальному принципам окончились провалом. Это еще раз доказывает, что различия в этно-конфессиональных и культурных особенностях, языках, социальном происхождении и социальной принадлежности не являются непреодолимыми препятствиями, когда речь идет об опасности, угрожающей всей стране, всему народу, об идеологии, проповедующей человеконенавистнические взгляды.
В образовательных организациях по случаю празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне предлагается провести Всекубанский классный час «Мы - граждане страны, победившей фашизм».
Главная цель: содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, к государственным Праздникам России.
Задачами для старшей ступени общего образования являются:
- формирование у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов о Великой Отечественной войне 1941-1945 г, осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.
- развитие у обучающихся чувства гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
- формирование активной жизненной позиции школьников, создание педагогических условий для их гражданского самоопределения, стремления к самореализации в родном крае, к укреплению позитивного имиджа страны на международной арене;
- формирование понимания сущности и воспитание уважения к таким ценностям, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
- мотивирование обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Специфическими задачами классного часа для обучающихся старшей школы являются:
- развивать у школьников чувство гордости за её многонациональный народ, являющийся победителем в Великой Отечественной и во второй мировой войне, спасшем Европу и мир от фашизма и нацизма;
- формировать предметные и универсальные способы действий, позволяющие добиться высоких результатов в ходе изучения Великой Отечественной войны;
- закрепить знания учащихся, а Великой Отечественной войне как о важнейшем историческом событии в жизни нашего народа при помощи использования мультимедийных средств, подготовленных школьных проектов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Интернет-ресурсов, задействованных непосредственно на уроке.
Ценностными ориентирами при подготовке классного часа являются формирование гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своей страны России, «большой и малой» Родины.
Актуальными для обучающихся старшей школы будут следующие виды деятельности:
- встречи с представителями различных ветвей власти, с ветеранами ВОВ, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни, родителями, воинами Российской Армии;
- участие в экскурсии по школьному музею;
- создание слайдовых презентаций, монтирование учебных фильмов по тематике классного часа, создание карт на электронных носителях;
- участие в групповой работе по обсуждению документальных материалов о ВОВ;
- усвоение общего смысла того, что означает «Память народа», понимание значимости героического подвига народа;
Участие в диспутах и дискуссиях об актуальности проблематики и тематики Великой Отечественной войны для понимания событий современности;
- подготовка слайдовых презентаций о земляках - участниках великих сражений;
- подготовка сообщений, кинофрагментов и фотовыставок о членах своей семьи, принимавших участие в боевых действиях и работавших в тылу.
Уроки должны содействовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому наследию и памяти предков. Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны. Историческая память необходима для становления государственности, гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Таким образом, классный час должен эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности, поэтому важно организовать его так, чтобы на нем сочеталась фронтальная, групповая и индивидуальная работа; использовались разные виды деятельности (чтение, письмо, беседа, просмотр фрагментов из фильмов, рисование и т.п.).
Сценарный план классного часа
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты.
Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.
Наше Отечество пережило годы смертельных испытаний, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.
Земной поклон всем нашим дедам и прадедам, отстоявшим наше право ЖИТЬ!
Ориентировочное название – «Мы граждане страны, победившей фашизм».
Используя метод подводящего диалога, учитель выстраивает логическую цепь: Родина – Россия - Война - Победа – Подвиг советских людей – Память.
Основной этап классного часа строится в зависимости от избранной темы, связанной с историей Великой Отечественной войны. Это может быть тематическая дискуссия, диспут, дебаты, беседа, реализация образовательного маршрута, экскурсия в музей и т.д.
Завершающий блок. Подведение итогов.
На этом этапе учитель ставит оценочные вопросы (для проверки отношений, ценностных установок), которые ориентированы на собственное отношение, занятие определенной позиции, понимание смысла происходившего 70 лет назад и определение значения тех событий для современности.
• Как вы думаете, актуальна ли эта проблема в современном мире?
• Какие её аспекты влияют на жизнь наших современников?
• Как вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без войны, без насилия?
• Почему в XXI веке вспыхивают войны?
• На каких принципах, по Вашему мнению, должны сотрудничать разные народы, чтобы страшная трагедия ХХ века не повторилась?
Подвести итог работы в классе могут как сами учащиеся, так и приглашенные гости. В своем выступлении гости должны акцентировать внимание на том, что Россия многонациональная страны, что Краснодарский край, в котором мы живем, тоже многонациональный, что какой бы мы не были национальности, мы все равны и равно участвуем в создании условий для процветания нашей страны.
И сберечь межнациональный мир - задача всех граждан России, в том числе и школьников.
Рефлексия должна строиться таким образом, чтобы стимулировать выход обучающихся на социальное проектирование.

Рекомендуемый список литературы для подготовки
ко Всекубанскому классному часу
«Гордимся, помним!», посвященному 70-й годовщине
Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

1. Абдулин М. «160 страниц из солдатского дневника» М., 1985.
2. Алексеевич С. «У войны не женское лицо»: Повести. М., 1988.
3. Басистый Н.Е. «Море и берег». М., 1970.
4. Батов П.И. «В походах и боях». М., 1984.
5. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т. – М.: Сов. энциклопедия
6. «65 лет Великой Победы». В шести томах Приложение к «Вестнику МГМО-Универститет» под общей редакцией С.Е. Нарышкина, А.В. Торкунова.
7. Василевский A.M. «Дело всей жизни». М., 1973.
8. Васильев Б. «А зори здесь тихие» М., 1976.
9. ВершининК.А. Четвертая воздушная. М., 1975.
10. Галкина Т.А. Фашисты отняли у нас детство // Кубань сегодня. -2003. 8 февраля.
11. Герасименко Б.Д. Воспоминания о войне. Новороссийск, 2002.
12. Грезин В.И. Народные мстители. Краснодар, 1982.
13. Гречко A.A. Битва за Кавказ. М., 1973.
14. Гречко A.A. Годы войны 1941-1943. М., 1976
15. Дискант Н.М. В низовьях Кубани. Страницы воспоминаний. -Славянск-на-Кубани, 1990.
16. Документы отваги и героизма. Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. Краснодар, 1965.
17. Дорогой мужества (Воспоминания ветеранов партии участников Великой Отечественной войны). М., 1988.
18. Дьяконов Н.И. Картины памяти. Краснодар, 2000.
19. Дьяченко А.Д. В огненном небе Кубани: Рассказ о летчиках одного полка. Краснодар, 1984.
20. Евдокимов В. До сих пор мне снятся бомбежки // Кубань сегодня. 2003. - 25 апреля.
21. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. М., 1988.
22. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2-х т. - 13-е изд. -М., 2002.
23. За нашу Советскую Родину! / Воспоминания ветеранов-участников Великой Отечественной войны. Майкоп, 1995.
24. Забвению не подлежит. Воспоминания ветеранов войны и труда город Краснодара. Майкоп, 2003.
25. Закруткин В. Кавказские записки. 1942-1943. М., 1954.
26. Игнатов П.К. Записки партизана. М., 1945.
27. Караваев А.Т. По срочному предписанию. М., 1978.
28. Кияшко 3. Годы колхозной жизни. Краснодар, 1953.
29. Кияшко З.Б. Годы колхозной жизни. Краснодар, 1953.
30. Кокуркин В.В. Катера штурмуют пролив. М., 1971.
31. Конев И.В. Сорок пятый. М., 1970.
32. Конев И.С. Воспоминания. М., 1983.
33. Кубань в годы ВОв. 1941-1945. Рассекреченные документы. Хроника событий: в 3-х кн. Краснодар, 2000.
34. Лагунова К. Тот ужас трудно передать словами // Кубань сегодня. 2003.
35. Маковейчук А. «Я вернусь, сынок!» // Кубань сегодня. — 2003.
36. Монастырский Ф.В. Земля, омытая кровью. — М., 1962.
37. О войне: о товарищах, о себе. М., 1977.
38. Оленская Г. Дневник пионерки // Кубань сегодня. 2003. - 31 мая.
39. Перекрест Т.П. Не славы ради. М., 1970.
40. Перминов С.И. Ушли на задание: записки фронтового разведчика. Краснодар, 1987.
41. Покрышкин А.И. Познать себя в бою. М., 1987.
42. Порохом пропахшие страницы: Воспоминания фронтовиков-кубанцев о Великой Отечественной войне. Краснодар, 1986.
43. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.,1973.
44. Сидорова В. Папа вернулся // Кубань сегодня. 2003. - 20 июня.
45. Симонов К. Письма и статьи. М., 1974.
46. Симонов К. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. -М., 1985.
47. Смирнов Н.К. Записки члена Военного совета. М., 1973.
48. Только бы помнили вас живые. Краснодар, 1996.
49. Хижняк И.Л. Годы боевые. Краснодар, 1968.
50. Холостяков Г.Н. Вечный огонь. Минск, 1980.
51. Чечнева М.П. Боевые подруги мои (О летчицах 46-го Таманского гвардейского авиационного женского полка). М., 1967.
52. Чечнева М.П. Небо остается нашим. М., 1970.
53. Шаповалов В. Сквозь годы // Кубань сегодня. 2003. - 12 июля.
54. Шибанов М.Д. Слово о боевых друзьях (Из публикаций прошлых лет). Краснодар, 2001.

Интернет – ресурсы

1. Сайт ГБОУ КК ККИДППО Акция «Победа деда - моя победа!» www.pobeda.kkidppo.ru
2. Город-герой Новороссийск «Чистая победа» www.warsite.ru/publ/dokumentalnye_filmy_o_vojne/chistaja_pobeda/1-1-0-132
3.Новороссийск. «Город-герой Новороссийск» www.zvezdakubani.ru/news/gorod-geroi_novorossiisk_30710.html
4.Новороссийск. «Оборона Новороссийска».
www.victory.rusarchives.ru/rgakfd_oborona-novorossiysk.php
5.Новороссийск. «1943 год. Уникальное видео освобождения Новороссийска» www.livekuban.ru/news/obshchestvo/1943-god-unikalnoe-video-osvobozhdeniya-novorossiyska/
6.Туапсе. «Россия против Гитлера. Непокоренный рубеж. Города воинской славы Туапсе» www.rutv.ru/brand/show/episode/91925
7.Туапсе. «Битва за Кавказ» www.victory.rusarchives.ru/video.php
8.Анапа. «Память сердца» www.anapacity.com/anapa-video/video-pamyat-serdtsa.html
9.Сайт Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) www.rusarchives.ru/federal/rgakfd/index.shtml.
10.Герои страны www.warheroes.ru
11.Сайт «Победа. 1941–1945» www.victory.rusarchives.ru/index.php
12.Фотодокументы, рассказывающие об окончании Второй мировой войны. www.victory.rusarchives.ru/index.php?p=32&sec_id=40

Скачать информационное письмо Центра
Просмотров: 2845 | Добавил: my-cro | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0