О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2018-2019 учебный год
16:19

Рекомендации по формированию учебных планов образовательных организаций Краснодарского края
Согласно нормам Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация самостоятельно разрабатывает основную образовательную программу (далее - ООП) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами с учетом примерных основных образовательных программ.
При разработке учебных планов как компонентов ООП образовательная организация учитывает распределение часов обязательной части на отдельные учебные предметы, представленное в примерных учебных планах соответствующей примерной основной образовательной программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представленная во всех трех разделах ООП, должна обеспечивать образовательные потребности обучающихся, в том числе в углубленном изучении отдельных предметов, предметных областей, в изучении учебных курсов этнокультурной направленности.
В 2018-2019 учебном году учебные планы общеобразовательных организаций Краснодарского края, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - общеобразовательные организации), формируются в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 (далее -ФБУП-2004),
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 7 июня 2017 года № 506, (для VIII-XI (XII) классов далее - ФКГОС-2004),
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (далее - ФГОС начального общего образования),
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования),
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (далее - ФГОС среднего общего образования),
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.
При проектировании основных образовательных программ образовательным организациям рекомендуется опираться на тексты Примерных ООП начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/5), а также примерной ООП среднего общего образования (протокол от 12 мая 2016 года № 2/16).
Тексты примерных ООП начального общего, основного общего, среднего общего образования и примерных адаптированных ООП размещены на сайте «Реестр примерных ООП» Минобрнауки России (http//fgosreestr.ru/node/2068).
Учебный план является частью ООП общеобразовательной организации.
В 2018-2019 учебном году все общеобразовательные организации Краснодарского края разрабатывают учебные планы для I-IV-x классов в соответствии с ФГОС начального общего образования, для V-VIII-x классов в соответствии с ФГОС основного общего образования. Образцы учебных планов начального общего образования приведены в приложении № 3, основного общего образования по ФГОС ООО - в приложении № 4, среднего общего образования по ФГОС СОО - в приложении № 5.
Общеобразовательные организации, являющиеся пилотными площадками по введению ФГОС основного общего образования, разрабатывают учебный план для IX классов в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Общеобразовательные организации, являющиеся пилотными площадками по введению ФГОС среднего общего образования, разрабатывают учебный план для X, XI классов в соответствии с ФГОС среднего общего образования.
Учебные планы общеобразовательных организаций должны обеспечивать выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 с изменениями (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусмотреть:
4- летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов; в соответствии с ФГОС начального общего образования срок получения начального общего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года;
5- летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов; в соответствии с ФГОС основного общего образования срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
- I класс - 33 учебные недели;
- II-IV классы - не менее 34 учебных недель;
- V-IX классы - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период в IX классах);
- X-XI (XII) классы - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период в XI (XII) классах и проведение учебных сборов по основам военной службы).
Рекомендуется организовать обучение в I-IV классах в условиях пятидневной учебной недели, а также предусмотреть возможность организации обучения в V-VII классах в условиях пятидневной учебной недели при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация обучения в условиях пятидневной учебной недели возможна в V-VII классах образовательных организаций, реализующих образовательную программу, обеспечивающую углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, при использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии с ООП образовательной организации.
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» учебный план - это документ, который определяет не только перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, но и формы промежуточной аттестации обучающихся. В каждый раздел по уровню образования Пояснительной записки учебного плана образовательной организации вносится пункт «Формы промежуточной аттестации обучающихся».
Рекомендуется использовать примерную структуру пояснительной записки учебного плана общеобразовательной организации (приложение № 2) или отдельные элементы этой структуры для классов, реализующих ФГОС общего образования, а также федеральный компонент государственных образовательных стандартов (ФКГОС-2004).
При формировании учебных планов для IX, X-XI классов, не реализующих ФГОС основного общего и среднего общего образования, возможно руководствоваться примерной структурой учебного плана для общеобразовательных организаций Краснодарского края (приложение № 2, 3, 4 к приказу министерства образования и науки Краснодарского края от 17 июля 2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края», размещенного на сайте министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
В соответствии с ФГОС общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную деятельность (учебный план) и внеурочную деятельность (план внеурочной деятельности) с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, может быть включена в тарификацию педагогических работников по основной должности конкретного педагога. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, также подлежат тарификации.
Формирование учебных планов на уровень начального общего образования. ФГОС начального общего образования определяет обязательные предметные области: Русский язык и литературное чтение, Родной язык и литературное чтение на родном языке, Иностранный язык. Математика и информатика, Обществознание и естествознание (Окружающий мир), Основы религиозных культур и светской этики, Искусство, Технология, Физическая культура.
При формировании учебных планов на уровень начального образования по пятидневной учебной неделе следует учитывать, что на преподавание учебного предмета «Русский язык» отводится не менее 4 часов в неделю (примерная ООП начального общего образования). Образовательная организация, организующая обучение в начальных классах по пятидневной учебной неделе, самостоятельно определяет количество часов на преподавание учебных предметов «Русский язык» и «Окружающий мир» с учетом примерной основной образовательной программы. Допускается сокращение часов учебного предмета «Окружающий мир» до 1 часа в неделю в начальных классах только при увеличении количества часов на преподавание предмета «Русский язык» до 5 часов в неделю. Если в учебном плане сокращается количество часов на изучение предмета «Окружающий мир», во внеурочной деятельности необходимо предусмотреть курсы, поддерживающие этот интегрированный учебный предмет. С учетом значимости предмета «Окружающий мир» для формирования метапредметных и личностных результатов младших школьников просим рассмотреть возможность выделения на изучение этого учебного предмета при пятидневной учебной неделе во 2 и/или 3-х классах по 2 часа в неделю (приложение № 2).
В классах, реализующих ФГОС общего образования, с целью формирования у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности рекомендуется:
- в начальных классах обеспечить реализацию программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через учебные предметы и внеурочную деятельность;
- на уровне основного образования в рамках учебных предметов и внеурочной деятельности обеспечить реализацию программы воспитания и социализации, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
В пояснительной записке учебного плана для классов, реализующих ФГОС общего образования, в которых основы безопасности жизнедеятельности не преподаются как отдельный учебный предмет, рекомендуется прописать конкретно, через какие учебные предметы и кружки внеурочной деятельности реализуются программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» (I-IV классы) и «Воспитание и социализация» (V-VIII классы).
С 1 сентября 2018 года обучение шахматам рекомендуется к введению во всех общеобразовательных организациях края через учебные занятия «Шахматы», которые организуются в начальных классах в рамках курсов (модулей) части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, а также кружки в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования в классах, в группах на параллели классов, в разновозрастных группах на всех уровнях образования.
ФГОС основного общего образования определены обязательные для включения в учебный план предметные области и учебные предметы: русский язык и литература (русский язык, литература); родной язык и родная литература (родной язык, родная литература); иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история (история России, всеобщая история), обществознание, география);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка);
технология (технология);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
В классах, реализующих ФГОС ООО, ФГОС СОО или ФКГОС-2004, рекомендуется отводить 3 часа в неделю на изучение первого иностранного языка. Рекомендуем в учебном плане вписывать наименование предмета «Иностранный язык (в скобках пояснять какой язык)».
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка, устанавливается по выбору образовательной организации. В случае выбора учебного предмета «Второй иностранный язык» на его изучение в учебном плане рекомендуется запланировать 2 часа в неделю. В классах, реализующих ФГОС ООО и ФГОС СОО, учебный предмет «Второй иностранный язык (в скобках поясняется конкретно, какой или какие языки изучаются)» вписывается в предметную область «Иностранные языки» после предмета «Иностранный язык».
Предметная область «Технология» является обязательным компонентом начального общего и основного общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Этот учебный предмет направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации. Обязательный минимум содержания ООП учебного предмета «Технология» изучается в рамках следующих направлений: «Индустриальные технологии» («Технология. Технический труд»); «Технологии ведения дома» («Технология. Обслуживающий труд»); «Технология. Сельскохозяйственный труд». Каждое направление включает базовые и вариативные разделы.
Выбор направления обучения должен исходить из образовательных потребностей и интересов обучающихся, возможностей общеобразовательной организации (наличие мастерских, оборудования и соответствующих инструментов, приусадебного участка, теплицы) и рекомендуемых к использованию учебников.
Изучение учебного предмета «Технология» возможно как по одному или двум направлениям, так и по модульному принципу в сочетании двух направлений. При изучении учебного предмета «Технология» по модульному принципу количество часов, отведенных на изучение модулей и(или) тем, определяется рабочей программой учителя. В направление «Индустриальные технологии» могут быть включены модули по изучению робототехники, 3D моделирования и прототипирования.
Преподавание учебного предмета «Технология» при модульном принципе сочетания направлений позволяет в V-VIII классах учитывать профиль образовательной организации.
В малокомплектных (условно малокомплектных) школах для неделимых классов (один класс в параллели V-VIII классов) рекомендуем использовать универсальные комбинированные программы, которые сочетают оба направления: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома». Учебная программа должна содержать теоретический и практический материал, направленный на формирование метапредметных и личностных навыков школьников, развитие их творческого потенциала.
В примерной ООП для VII классов, реализующих ФГОС ООО, количество часов «Технологии» составляет 2 часа (при пятидневной и шестидневной учебной неделе).
Не допускается замена учебного предмета «Технология» учебным предметом «Информатика».
В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают формирование целостного представления о сущности технологической культуры, овладение методами учебно- исследовательской и проектной деятельности, овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации.
Рекомендуется продолжить обучение школьников графической грамоте и элементам графической культуры (в том числе с использованием ИКТ) в VIII, IX классах в качестве учебного предмета части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части); в рамках курсов внеурочной деятельности «Черчение и графика», в VIII классе путем включения модуля в предмет «Технология».
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся при получении общего образования реализуются через курсы, включенные в учебный план или во внеурочную деятельность.
В начальной школе в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» представлен для обязательного изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в IV классе в объеме 1 час в неделю в течение 34 учебных часов в год (далее - учебный предмет ОРКСЭ).
В рамках реализации ФГОС ООО предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы и может быть реализована через курсы, включенные в учебный план или во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Принятие решения о реализации предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения данной предметной области, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции образовательной организации.
Организация преподавания учебного предмета «Физическая культура»:
- в V-IX классах, реализующих ФГОС ООО, допускается в объеме 3 часов в неделю при шестидневной учебной неделе и 2 часов в неделю при пятидневной учебной неделе,
- в IX классах, реализующих ФКГОС-2004, в объеме 3 часов в неделю при пятидневной и шестидневной учебной неделе.
Региональной спецификой учебных планов ФГОС НОО и ФГОС ООО
(ФКГОС-2004) является изучение:
- учебного предмета «Кубановедение», который рекомендуется проводить с I по IX класс по 1 часу в неделю, из части, формируемой участниками образовательных отношений,
- «Основы безопасности жизнедеятельности» в V - VII классах как отдельный предмет, модули различных учебных предметов или занятия внеурочной деятельности,
- учебного предмета «Биология» в VII классе в объеме 2 часов (второй час из части, формируемой участниками образовательных отношений).
В целях сохранения преемственности при изучении учебного предмета «Обществознание», а также при наличии учебников, изучение данного учебного предмета рекомендуем организовать с V класса как отдельный учебный предмет, используя 1 час в неделю (34 учебных часа в год) части, формируемой участниками образовательных отношений. Напоминаем, что действующим федеральным перечнем определены учебники, которые используются при изучении учебного предмета «Обществознание» с V или с VI по IX класс.
На изучение учебного предмета «Физика» в соответствии с ФГОС ООО в IX классе отводится 3 часа в неделю в соответствии с примерной ООП ООО.
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна обеспечить создание условий для профессиональной ориентации обучающихся (ФГОС ООО п. 18.2.3.).
Региональный «Комплекс мер по содействию профессиональному самоопределению и занятости молодежи, включая обучающихся и выпускников образовательных организаций общего и профессионального образования на 2018-2020 годы» одним из важных направлений выделил проведение для всех учащихся IX классов информационной работы и профессиональной ориентации. Программа профессиональной ориентации реализуется в объеме не менее 34 часов в год за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Для обучающихся IX классов, в которых организовано получение основного общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов, допускается проведение профориентационного курса с ориентацией на профиль обучения.
Обращаем внимание, что по поручению главы администрации (губернатора) Краснодарского края с 1 сентября 2018 года в профориентационные курсы для учащихся 9-х классов во всех общеобразовательных организациях края рекомендуется к введению программа «Сервис и туризм», одобренная учебно-методическим объединением в системе общего образования Краснодарского края, в объеме не менее 3-х часов в год (протокол № 4 от 25.06.2018). Программа, кейсы к урокам и дополнительные материалы размещены на электронном ресурсе
https://yadi.sk/ci/z6GiMPBt3YUceB. Образовательные организации
самостоятельно осуществляют перераспределение часов в профориентационном курсе.
Включение обучающихся основной школы в учебно-исследовательскую и проектную деятельность рекомендуется организовать через учебный план и план внеурочной деятельности. Вне зависимости от выбора модели организации учебно-исследовательской и проектной деятельности образовательная организация предоставляет возможность всем обучающимся IX классов разработать и защитить индивидуальные проекты.
Индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года, имеет особое значение для развития универсальных учебных действий в основной школе.
Обращаем внимание, что министерством ежегодно проводится мониторинг выбора школами моделей организации профессиональной ориентации обучающихся, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся V-IX классов, а также результативности защиты индивидуальных проектов всеми учащимися IX классов.
Учебный план общеобразовательной организации для X-XI (XII) классов (ФКГОС-2004) реализует модели универсального (непрофильного) обучения и профильного обучения. При этом учебный план профильного обучения должен содержать не менее 2 (3) учебных предметов, изучающихся на профильном уровне. Рекомендуется освоение общеобразовательных программ, обеспечивающих профильное обучение, осуществлять в режиме шестидневной учебной недели.
Учебный предмет «Астрономия» с 2017 года введен как обязательный на уровне среднего общего образования". Предмет «Астрономия» для классов, реализующих ФКГОС-2004 или ФГОС среднего общего образования, представлен на базовом уровне, изучение рассчитано не менее чем на 35 (34) часов на уровне среднего общего образования независимо от профильной направленности.
Рекомендуем образовательной организации самостоятельно определить модель изучения учебного предмета «Астрономия» в рамках федерального компонента/обязательной части учебного плана и осуществить перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учётом СанПиН 2.4.2.2821-10 (Приложения № 5, 6).
Региональной спецификой учебных планов на уровне среднего общего образования является изучение:
- учебного предмета «Кубановедение», который рекомендуется проводить в X-XI (XII) классах по 1 часу в неделю, из регионального компонента/части, формируемой участниками образовательных отношений;
- «Основы безопасности жизнедеятельности» в X классе в объеме 2 часов в неделю (для классов реализующих ФКГОС-2004).
Учебные планы образовательных организаций, реализующих ФГОС СОО в пилотном режиме, определяют состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения, отражают организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Приступая к проектированию учебного плана, следует иметь в виду, что ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов.
Формирование учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей:
Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы:
«Русский язык», «Литература» (базовый и углубленный уровни).
Предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные предметы:
«Родной язык», «Родная литература» (базовый уровень и углубленный уровень).
Предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы:
«Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни);
«Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).
Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы:
«История» (базовый и углубленный уровни);
«География» (базовый и углубленный уровни);
«Экономика» (базовый и углубленный уровни);
«Право» (базовый и углубленный уровни);
«Обществознание» (базовый уровень);
«Россия в мире» (базовый уровень).
Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы:
«Математика»;
«Информатика» (базовый и углубленный уровни);
Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы:
«Физика» (базовый и углубленный уровни);
«Химия» (базовый и углубленный уровни);
«Биология» (базовый и углубленный уровни);
«Астрономия» (базовый уровень);
«Естествознание» (базовый уровень).
Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы:
«Физическая культура» (базовый уровень);
«Экология» (базовый уровень);
«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн») в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.


Скачать материалы подготовленные Министерством образования, науки и молодежной политики направляет для формирования учебных планов на 2018-2019 учебный год образовательными организациями Краснодарского края, реализующими основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Просмотров: 3586 | Добавил: my-cro | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0