Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии (девушки)
09:45

Всероссийская олимпиада школьников по технологии играет важную роль в формировании технологической культуры школьников. Она носит просветительский, воспитательный и обучающий характер, поэтому конкурсные и внеконкурсные мероприятия Олимпиады должны быть организованы в соответствии с принципами современной педагогической науки, а разработку методических основ мероприятий Олимпиады следует считать ключевым этапом подготовки к ее проведению.
В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки от 2.12.2009 № 695 школьный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010/2011 учебном году проводится во всех субъектах Российской Федерации с 1 октября по 15 ноября 2010 г. Конкретная дата проведения школьного этапа устанавливается организаторами Олимпиады.
В разработке методики проведения школьного этапа Олимпиады участвуют учителя округа, методический и экспертный советы по предмету. Оргкомитет школьного этапа Олимпиады утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий.
В процессе подготовки к каждой следующей Олимпиаде необходимо вести поиск наилучших форм и методов проведения Олимпиады по технологии. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников допускает достаточно свободную форму организации с тем, чтобы учитель мог проявить творческий подход и учесть местные условия обучения и наличие учебно-материальной базы.
Школьный этап Олимпиады проводится среди учащихся 5-11 классов, желающих принять в ней участие. Олимпиаду можно проводить как во время уроков, например, провести «Олимпиадную неделю», так и во внеурочное время. Если желающих принять участие в Олимпиаде больше, чем позволяет материальное оснащение кабинета, можно разделить учащихся по группам и проводить Олимпиаду в разное время.
При разработке плана проведения школьного этапа Олимпиады необходимо учитывать контингент учащихся, уровень их подготовки, учебно-материальную базу мастерских, профиль школы, региональные особенности.
Изучение опыта проведения школьного этапа Олимпиад разных лет показало, что хорошие результаты дают такие формы организации Олимпиады по технологии, как «Банк идей», «Конкурсы творческих проектов», «Праздники труда» и др.
Для облегчения подготовки учеников к муниципальному и последующим этапам Олимпиады можно взять за основу структуру конкурсов заключительного этапа, которая включает в себя теоретический конкурс, практические задания и защиту творческих проектов. Поскольку школьный этап Олимпиады проводится в начале учебного года, то можно оценивать проекты по основным начальным элементам, например, по формулировке проблемы, актуальности, оригинальности темы проекта и т.д.
Для проведения теоретического конкурса для каждого участника должны быть распечатаны контрольные вопросы и задания. Для проведения конкурса практических работ должны быть подготовлены технологические карты с чертежами и рисунками и демонстрационные образцы.
Для решения задач можно разрешить участникам Олимпиады пользоваться справочными материалами, а мобильные телефоны участников должны быть выключены.
Победителей и призеров школьного этапа Олимпиады необходимо определять в каждой параллели с 5 по 11 класс. Победитель определяется на основании результатов выполнения теоретических и практических заданий, а если проводится конкурс проектов, то по суммарному результату. Победителей Олимпиады необходимо отметить грамотами и призами. Результаты Олимпиады необходимо доводить до сведения всех учащихся.
На муниципальный этап Олимпиады направляются победители и призеры от параллелей с 7 по 11 классы.

Муниципальный этап Олимпиады
Сложность проведения муниципального этапа Олимпиады заключается, прежде всего, в том, что районы и школы сегодня очень отличаются друг от друга по многим параметрам, включая и человеческий фактор: контингент учащихся, квалификация учителей, материальное оснащение мастерских, наличие авторских программ по предмету, отношение руководства всех уровней к предмету и многое другое.
Комплекс мероприятий по подготовке муниципального этапа Олимпиады начинается с формирования ее рабочих органов: оргкомитета, предметно-методической комиссии и жюри Олимпиады. В составе предметно-методической комиссии и оргкомитета выделяются рабочие группы, которые несут ответственность за подготовку и проведение Олимпиады.
Если руководство муниципального отдела образования для проведения муниципального этапа Олимпиады выбирает одну из школ района, то организация и проведение Олимпиады возлагается на руководство и педагогический коллектив школы. Из педагогов школы формируется основной состав оргкомитета Олимпиады. Специалисты муниципального отдела образования обеспечивают методическую поддержку Олимпиады и формируют состав жюри, а материальную помощь в проведении Олимпиады оказывают органы местной исполнительной власти.
На муниципальном этапе Олимпиады следует взять за основу структуру конкурсов заключительного этапа, которая включает в себя теоретический конкурс, практические задания и защиту творческих проектов. Недостаточное время до проведения муниципального этапа Олимпиады допускает презентацию не полностью завершенных проектов.
На региональный этап Олимпиады от каждого муниципального района направляются победители и призеры из участников муниципального этапа от 9-11 классов.
Подготовка материальной базы
Для проведения конкурсов должны быть подготовлены аудитории и мастерские. На каждой аудитории и мастерской должна быть табличка с указанием номеров участников, которые будут здесь работать. Кроме этого, необходимо определить заранее дежурных по каждой аудитории, которые перед началом конкурса собирают свои группы и проводят их в аудитории.
В качестве аудиторий для теоретического конкурса целесообразно использовать школьные кабинеты и мастерские, обстановка которых привычна участникам и настраивает их на работу. Каждому участнику Олимпиады должен быть предоставлен отдельный стол или парта.
В каждой аудитории должны быть дежурные. Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20-22˚С, влажность 40-60%.
В качестве аудиторий для выполнения практических работ по технологии изготовления швейных изделий лучше всего подходят швейные мастерские, в которых оснащение и планировка рабочих мест создают оптимальные условия для проведения этого этапа. У каждого участника должно быть свое рабочее место, оснащенное всем необходимым для работы: швейная машина, нитки, ножницы, иглы ручные, наперсток, мел, линейка, булавки, игольница, укладки, инструкционные карты, емкость для сбора отходов. Для выполнения практической работы необходимо подготовить выкройки и ткань или детали кроя для каждого участника.
В аудитории должно быть оборудовано не менее трех рабочих мест для ВТО: гладильная доска, утюг, проутюжильник, вода для отпаривания.
В аудитории должны постоянно находиться преподаватель для оперативного решения возникающих вопросов и механик для устранения неполадок швейных машин. В мастерских должны быть таблицы по безопасным приемам работы.
Для проведения всех конкурсов, работы жюри и оргкомитета необходимы канцелярские принадлежности: офисная бумага формата А4; авторучки синего (для участников), черного и красного (для жюри) цветов; папки и блокноты для жюри и оргкомитета; настольные калькуляторы для жюри; линейки; фломастеры и маркеры; прозрачные файлы (А4) для документации; самоклеющиеся бумажные этикетки разных цветов для маркировки рукописей проектов, стендовых докладов и тезисов; картонные коробки для хранения и транспортировки рукописей проектов, тезисов, заполненных бланков ответов на задания теоретического конкурса и другой документацией.
Скачать информационное письмо
Категория: Всероссийская олимпиада школьников | Просмотров: 1697 | Добавил: cro_37243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0