Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ
21:02

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. N 695 утверждено Положение о всероссийской олимпиаде школьников.
В связи с этим, перед муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями Олимпиады школьников по ОБЖ поставлена задача по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады.
Это и послужило основанием для разработки настоящих методических рекомендаций, которые подготовлены центральной предметно-методической комиссией по ОБЖ для оказания помощи соответствующим методическим комиссиям и жюри в разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010/2011 учебного года.
Центральная предметно-методическая комиссия по ОБЖ выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного и муниципального этапов Олимпиады по ОБЖ, и желает успехов организаторам в их проведении.
В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу Latchuk@yandex.ru в центральную предметно-методическую комиссию по ОБЖ.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности  2010/2011 г.г. утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по ОБЖ (протокол № 4 от 2 июня 2010 г.).
1.Организация проведения школьного этапа Олимпиады по ОБЖ
Организатором  школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее - Олимпиада) являются государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, в том числе образовательные организации Российской Федерации, расположенные за пределами территории Российской Федерации (далее - образовательные организации).
Организатором школьного этапа являются - образовательные организации (далее - организатор школьного этапа Олимпиады).
Школьный этап Олимпиады проводится образовательными организациями с 1октября по 15 ноября. Конкретная дата проведения устанавливается организатором муниципального этапа Олимпиады.
В школьном этапе Олимпиады могут принимать участие обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций, желающие участвовать в Олимпиаде. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.
Для проведения школьного этапа организатором данного этапа создаются организационный комитет (далее - Оргкомитет) и жюри школьного этапа Олимпиады.
Оргкомитет школьного этапа Олимпиады обязан утверждать требования к его проведению, разработанные предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии по ОБЖ, а также осуществлять общее руководство проведением школьного этапа Олимпиады и его организационным обеспечением. Его состав необходимо формировать из представителей органов местного самоуправления, муниципальных и городских округов в сфере образования, образовательных, научных и общественных организаций.
На Оргкомитет школьного этапа Олимпиады целесообразно возложить следующие функции:
•    разработку программы проведения школьного этапа Олимпиады и обеспечение ее реализации;
•    организацию предусмотренных в школьном этапе Олимпиады состязаний в соответствии с требованиями Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 2 декабря 2009 г. № 695;
•    обеспечение тиражирования заданий, шифровку и дешифровку работ участников;
•    обеспечение помещений материально-техническими средствами в соответствии с рекомендациями, разработанными предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии;
•    обеспечение жюри помещением для работы и техническими средствами;
•    обеспечение оказания медицинской помощи участникам в случае необходимости;
•    рассмотрение возникших конфликтных ситуаций, заслушивание отчетов апелляционной комиссии и жюри школьного этапа Олимпиады;
•    по представлению жюри утверждение списков победителей и призеров школьного этапа Олимпиады, оформление протокола (приложение 2);
•    оформление дипломов победителей и призеров школьного этапа Олимпиады и составление отчета по итогам школьного этапа Олимпиады.
Работа  жюри школьного этапа Олимпиады должна осуществляться под руководством председателя, функции которого поручаются педагогическому работнику – специалисту в области безопасности жизнедеятельности.
Состав жюри школьного этапа Олимпиады рекомендуется формировать, как правило, из числа педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, специалистов научных и общественных организаций в разных направлениях безопасности жизнедеятельности, педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности муниципальных и городских округов в сфере образования, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.
На жюри школьного этапа Олимпиады как целесообразно возложить следующие функции:
•    проведение анализа олимпиадных заданий, критериев оценивания и материально-технических средств, необходимых для проведения школьного этапа Олимпиады, подготовленных предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады;
•    оценивание олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады, составление рейтинговых таблиц по результатам выполнения заданий и итогового рейтинга участников школьного этапа Олимпиады;
•    объяснение критериев оценивания каждого из заданий теоретического и практического туров (конкурсов), а также организацию разбора их выполнения с участниками школьного этапа Олимпиады;
•    рассмотрение совместно с оргкомитетом школьного этапа Олимпиады апелляции участников;
•    определение победителей и призеров школьного этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призеров школьного этапа установленной организатором муниципального этапа Олимпиады;
•    представление в оргкомитет школьного этапа Олимпиады аналитического отчета о результатах его проведения.
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по ОБЖ, а также составленным на основе общеобразовательных программ по ОБЖ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.
Порядок определения и награждения победителей и призеров школьного этапа Олимпиады проводится в соответствии с п.п. 25-28 Положения.
2. Организация проведения муниципального этапа Олимпиады по ОБЖ
Организатором муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее - Олимпиада) являются органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования (далее - организатор муниципального этапа Олимпиады).  В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге муниципальный этап Олимпиады проводится с учетом установленных в указанных субъектах Российской Федерации особенностей организации местного самоуправления.
Муниципальный этап Олимпиады по ОБЖ проводится организатором муниципального этапа Олимпиады с 15 ноября по 15 декабря. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады по ОБЖ, а также квоты на участие в муниципальном этапе Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа Олимпиады.
В муниципальном этапе Олимпиады по ОБЖ принимают участие обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций:
•    победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года;
•    победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях.
Квоты на участие в муниципальном этапе Олимпиады определяются организатором муниципального этапа Олимпиады.
Для проведения муниципального этапа организатором данного этапа создаются организационный комитет (далее - Оргкомитет), предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады.
Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады обязан утверждать требования к его проведению, разработанные предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии по ОБЖ, а также осуществлять общее руководство проведением муниципального этапа Олимпиады и его организационным обеспечением. Его состав целесообразно формировать из представителей органов местного самоуправления, муниципальных и городских округов в сфере образования, образовательных, научных и общественных организаций.
На Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады целесообразно возложить следующие функции:
•    разработку требований к проведению школьного этапа Олимпиады по ОБЖ;
•    разработку программы проведения муниципального этапа Олимпиады и обеспечение ее реализации;
•    обеспечение участников муниципального этапа Олимпиады и сопровождающих лиц программой проведения муниципального этапа;
•    организацию встречи и регистрацию участников олимпиады муниципального этапа Олимпиады и сопровождающих их лиц;
•    организацию предусмотренных в муниципальном этапе Олимпиады состязаний в соответствии с требованиями Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 2 декабря 2009 г. № 695;
•    обеспечение тиражирование заданий, шифровку и дешифровку работ участников;
•    обеспечение помещений материально-техническими средствами в строгом соответствии с рекомендациями, разработанными предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии;
•    обеспечение жюри помещением для работы и техническими средствами;
•    обеспечение оказания медицинской помощи участникам и их сопровождающим в случае необходимости;
•    обеспечение безопасности участников, сопровождающих их лиц в период официальной программы Олимпиады;
•    рассмотрение возникших конфликтных ситуаций, заслушивание отчетов апелляционной комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады;
•    по представлению жюри утверждение списка победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады, оформление протокола;
•    оформление дипломов победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады и составление отчета по итогам муниципального этапа Олимпиады;
•    составление отчета по итогам муниципального этапа Олимпиады и направление его в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в течение 10 дней после закрытия муниципального этапа Олимпиады;
•    осуществление информационной поддержки муниципального этапа Олимпиады.
Методическое обеспечение проведения муниципального этапа Олимпиады возлагается на предметно-методические комиссии муниципального этапа Олимпиады, которые должны формироваться из числа научных и педагогических работников; педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности муниципальных и городских округов в сфере образования, методистов, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.
Кандидатура председателя и состав предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады рассматривается и утверждается приказом руководителем органа управления в сфере образования. Председатель предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады обязан распределять поручения между членами комиссии с учетом их компетенции и опыта.
На предметно-методические комиссии муниципального этапа Олимпиады целесообразно возложить следующие организационные функции:
•    анализ содержания предметной области и школьного курса ОБЖ с целью разработки олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады;
•    разработку олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии Олимпиады;
•    разработку форм для ответов, критерий и показателей оценки ответов на задания школьного этапа Олимпиады;
•    подготовку информационных и методических материалов для рассылки в местные органы управления в сфере образования и образовательные организации;
•    определение  принципов судейства, правил и порядка проведения консультаций по итогам выполнения заданий туров муниципального этапа Олимпиады с конкурсантами.
В составе предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады может создаваться рабочая группа, которая занимается не только подготовкой методических материалов, но и координирует работу всех членов комиссии.
Рабочую группу, как правило, должен  возглавлять председатель предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады. В состав рабочей группы целесообразно включать не менее трех - пяти специалистов в области образования, которые, помимо соответствующей научной квалификации, должны иметь опыт подготовки и сопровождения подобных мероприятий.
На этапе подготовки, рабочей группе предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады целесообразно поручить выполнение следующих функций:
•    организацию подготовки и рассылки информационных и методических материалов в местные органы управления в сфере образования и образовательные организации для формирования состава участников муниципального этапа Олимпиады;
•    участие совместно с оргкомитетом муниципального этапа Олимпиады в формировании состава жюри муниципального этапа Олимпиады;
•    организацию подготовки конкурсных заданий всех туров муниципального этапа Олимпиады;
•    организацию разработки оригинал-макетов заданий и бланков ответов.
Во время проведения Олимпиады рабочей группе предметно - методической комиссии муниципального этапа Олимпиады необходимо поручить:
•    осуществление судейства в составе жюри муниципального этапа Олимпиады;
•    осуществление наблюдения за выполнением принципов и правил судейства членами жюри;
•    организацию научно-методического сопровождения всех туров муниципального этапа Олимпиады;
•    организацию и проведение консультаций с членами жюри, руководителями команд и конкурсантами;
•    участие совместно с рабочей группой оргкомитета в организации всех туров муниципального этапа Олимпиады на правах консультантов и наблюдателей.
Работа жюри муниципального этапа Олимпиады должна осуществляться под руководством председателя, функции которого может выполнять научный или педагогический работник – специалист в области безопасности жизнедеятельности, который не является председателем (членом) предметно - методической комиссии муниципального этапа Олимпиады.
Председатель предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады обязательно получает статус сопредседателя жюри со всеми вытекающими правами и обязанностями и сопровождает деятельность председателя жюри муниципального этапа Олимпиады.
Состав жюри муниципального этапа Олимпиады рекомендуется формировать из числа научных и педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, специалистов научных и общественных организаций в разных направлениях безопасности жизнедеятельности, педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности муниципальных и городских округов в сфере образования, методистов, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.
На жюри муниципального этапа Олимпиады целесообразно возложить следующие функции:
•    изучение олимпиадные задания, критерии оценивания и материально-технические средства, необходимые для проведения муниципального этапа Олимпиады, подготовленные предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады;
•    оценивание олимпиадных заданий муниципального этапа Олимпиады, составление рейтинговых таблиц по результатам выполнения заданий и итогового рейтинга участников муниципального этапа Олимпиады;
•    объяснение критериев оценивания каждого из заданий теоретического и практического туров (конкурсов), а также организацию разбора их выполнения с участниками муниципального этапа Олимпиады;
•    рассмотрение совместно с оргкомитетом муниципального этапа Олимпиады апелляции участников;
•    определение победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призеров муниципального этапа установленной организатором регионального этапа Олимпиады;
•    представление в оргкомитет муниципального этапа Олимпиады аналитического отчета о результатах его проведения.
Для судейства отдельных этапов теоретического и практического туров муниципального этапа Олимпиады рекомендуется сформировать жюри предметных секций Олимпиады, руководство которыми целесообразно поручить приглашенным специалистам в соответствующих областях знаний, которые помимо высокой научной квалификации, пользуются авторитетом у коллег и имеют опыт работы с учащимися.
После окончания работы жюри предметных секций Олимпиады, его руководитель обязан представить всю требуемую документацию председателю жюри муниципального этапа Олимпиады.
Муниципальный этап Олимпиады по ОБЖ проводится по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады по ОБЖ, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по ОБЖ и составленным на основе общеобразовательных программ по ОБЖ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.
Порядок определения и награждения победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады проводится в соответствии с п.п. 33-37 Положения.
3. Форма проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по ОБЖ
Форму проведения школьных олимпиад  принято определять как организационную структуру, в которой протекает учебная деятельность школьников – участников олимпиад. Следовательно, применимо к предметным олимпиадам, их форму проведения мы можем рассматривать, как дидактическую категорию, обозначающую внешнюю сторону организации согласованной учебной деятельности организаторов и участников Олимпиады, которая связана с количеством школьников и их составом, временем и местом проведения олимпиады, а также порядком её осуществления.
Основным документом, влияющим на форму организации олимпиадных мероприятий, является Положение о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. N 695.
Опыт проведения предметных олимпиад показывает, что наиболее эффективными являются такие формы проведения конкурсных мероприятий Олимпиады, которые позволяют оценить качество теоретической подготовки, уровень подготовленности участников к осуществлению практической деятельности по всем дидактическим линиям, составляющим содержание общего образования по учебному предмету. Такими формами проведения конкурсных мероприятий школьного и муниципального этапа Олимпиады по ОБЖ являются:
•    теоретический тур, цель которого можно сформулировать как определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады;
•    практический  (полевой) тур,  проводимый в специальных помещениях или на местности и состоящий из практических заданий, цель которого – определение уровня подготовленности участников олимпиады к осуществлению практической деятельности в сфере предметной области ОБЖ, а также выявления умений работать на местности, и их способностей применять на практике полученные знания и навыки.
Опыт проведения предметных олимпиад дает возможность утверждать, что теоретический тур школьного и муниципального этапа Олимпиады по ОБЖ, должны быть сориентированы на решении участниками письменных заданий по различным темам школьного курса, образующим самостоятельные образовательные линии, которые могут быть представлены в виде письменных вопросов, ситуационных задач, творческих заданий, тестов и т.п.  В этом туре участникам даются одинаковые задания, что создает иллюзию равных условий, которая способствует формированию благоприятного психологического климата, атмосферы состязаний, равным шансам всем участникам, а их индивидуальные результаты оцениваются объективно. Создание такого настроения у участников можно считать не менее значимым для успеха олимпиады результатом, таким же, как и выявление лучших.
Практика показывает, что в теоретическом туре для оценки усвоения базового, программного уровня теоретических знаний, связанных с подготовленностью учащихся к совершению умственных действий с сохраненным в памяти массива терминов и понятий, т.е. выявлением продуктивных возможностей мышления учащихся, целесообразно использовать 60% теоретических заданий. На использование тестовых заданий, где за относительно короткий временной интервал на одинаковом материале имеется возможность проверить терминологический «багаж» участников и оценить уровень их информированности в предметной области, как показывает практика, желательно ориентировать только 40% заданий.
При этом, в структуре теоретического тура школьного и муниципального этапов должны быть предусмотрены предметные секции, соответствующие самостоятельным образовательным линиям, определенных Государственным стандартом общего образования по ОБЖ, а именно:
а) предметные секции для участников – учащихся на ступени основного общего образования:
•    предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»;
•    предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях»;
б) предметные секции для участников – учащихся на ступени среднего (полного) общего образования:
•    предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»;
•    предметная секция – «Государственная система обеспечения безопасности населения»;
•    предметная секция – «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Форма проведения практического (полевого) тура олимпиады по ОБЖ, также как и других предметных олимпиад, должна быть ориентирована на выявление  уровня подготовленности участников олимпиады к осуществлению практической деятельности в сфере предметной области ОБЖ, а также  способностей применять на практике полученные знания и навыки.
При этом, в зависимости от климатических условий, практический  тур рекомендуется проводить на заранее спланированном организаторами Олимпиады участке местности, а если климатические и погодные условия не позволяют, его проведение целесообразно организовать в закрытых специализированных помещениях, например в спортивных залах, спортивных центрах, центрах военно-патриотического воспитания и т.п. Расчет числа таких помещений, определяется числом участников. Особенно актуальной эта рекомендация представляется для проведения школьного (октябрь-ноябрь) и муниципального (ноябрь-декабрь) этапов Олимпиады по ОБЖ. Это позволяет организаторам реально объединить практические задания с полевыми.
Практический (полевой) тур должен предусматривать выполнение практических заданий для участников, по следующим тематическим образовательным линиям, определенных Государственным стандартом общего образования по ОБЖ, а именно:
а) для участников – учащихся на ступени основного общего образования:
•    по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему;
•    по выживанию в условиях природной среды;
•    по действиям в опасных ситуациях локального характера;
•    по действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного  социального характера;
б) для участников – учащихся на ступени среднего (полного) общего образования:
•    по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему;
•    по выживанию в условиях природной среды; 
•    по действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного  социального характера;
•    по основам военной службы.
4. Материально-техническое обеспечение проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады по ОБЖ
Для проведения всех мероприятий школьного и муниципального этапов Олимпиады необходима соответствующая материальная база, подготовкой которой занимается технический персонал под руководством членов рабочей группы Оргкомитета и при участии специалистов предметно-методической комиссии.
Для торжественного открытия и закрытия Олимпиады требуется актовый зал, способный вместить всех участников, руководителей команд, членов жюри, представителей оргкомитета и гостей.
Материальная база конкурсных мероприятий школьного и муниципального этапов Олимпиады включает в себя  теоретический и практический туры.
Теоретический тур необходимо проводить в помещениях, обеспечивающих комфортные условия для участников Олимпиады: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20-22 оС, влажность 40-60%. В качестве помещений для первого теоретического тура  целесообразно использовать школьные кабинеты или студенческие аудитории, обстановка которых привычна участникам и настраивает их на работу.
Расчет числа аудиторий определяется числом участников и посадочных мест в аудиториях. Лучше всего подходят учебные аудитории способные вместить не менее 25-30 учащихся. Каждому участнику должен быть предоставлен отдельный стол или парта.
Участники разных возрастных групп должны выполнять задания конкурса в разных аудиториях. В помещении (аудитории) и около него должно быть не менее чем по 1 дежурному.
Практический тур школьного и муниципального этапов рекомендуется проводить на заранее спланированном организаторами Олимпиады участке местности, а если климатические и погодные условий не позволяют, его целесообразно провести в специализированных помещениях: кабинетах ОБЖ, на базе медпункта или учебных лабораториях физиологии, анатомии и экологии человека (если олимпиадные задания выполняются на базе вузов), спортивных залах и др. Расчет числа таких помещений определяется числом участников. Кроме того, в них должны находиться статисты (не менее 2 человек), выступающие в роли пострадавших и дежурные (2 человека).
Для проведения практического тура в каждом помещении, где выполняются олимпиадные задания по оказанию первой медицинской помощи организаторам необходимо предусмотреть следующее оборудование: робот-тренажер «Гоша», робот «Гаврюша», кровоостанавливающий жгут, транспортная шина, косынка, перевязочный материал, носилки, гипотермический пакет, таблетки анальгина, бутылка с водой. При отсутствии указанных тренажеров на школьном и муниципальном этапах Олимпиады допускается применение других манекенов и тренажеров.
При выполнении олимпиадных заданий по выживанию в условиях природной среды, где предполагается индивидуальное преодоление участниками препятствий в экстремальной ситуации, все участники должны иметь брезентовые рукавицы, спортивную обувь без металлических шипов, каску, компас, часы.
При выполнении олимпиадных заданий по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера организаторам необходимо предусмотреть: гражданские противогазы марок ГП-5, ГП-7 или их модификации; защитные костюмы ОЗК; шашки для задымления местности; деревянный забор высотой 1,7 м и шириной 2 м.; комплект боевой одежды и снаряжения пожарного на участника; противень (длиной 1,5 м и шириной 1 м, высота борта 20 см с горящей жидкостью); огнетушитель воздушно-пенный на каждого участника; пожарный автомобиль (АЦ), укомплектованный пожарно-техническим вооружением необходимым для выполнения практического задания; спасательный круг; спасательный «конец Александрова».
Олимпиадные задания по основам военной службы выполняются только старшеклассниками, учащимися 10-11 классов. Для их выполнения организаторам необходимо предусмотреть: муляжи гранаты Ф-1, учебные автоматы Калашникова (АКМ, АК-74) для проведения конкурса по их неполной разборке и сборке, магазин и патроны для его снаряжения, пневматические винтовки и пули к ним для выполнения стрельбы, мишени, электронный тир (при необходимости), погоны офицерского, сержантского и рядового состава, нарукавные знаки, эмблемы видов, родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации и др.
Приведенный перечень средств оснащения для проведения практического тура школьного и муниципального этапов Олимпиады может быть изменен в зависимости от места его проведения и содержания олимпиадных заданий.
Все участники практического тура должны иметь: допуск, заверенный медицинским работником; спортивную форму одежды в соответствии с погодными условиями. При выполнении практических заданий участниками, где это необходимо, организуется судейская страховка.
Для организации и планирования практических заданий третьего тура целесообразно привлечь специалистов Центров детско-юношеского туризма системы дополнительного образования детей, представителей местных органов управления ГОЧС, ГУВД, военных комиссариатов и воинских частей.
Среди участников соревнований осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья и предупреждение травматизма. В месте проведения практического тура предусматриваются (в случае необходимости) мероприятия по оказанию медицинской помощи, транспортировке пострадавших в лечебные учреждения. Медицинские работники, обслуживающие практический тур, должны быть обеспечены ясно видимыми отличительными знаками.
5. Общая характеристика структуры заданий  школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ
Школьный этап Олимпиады по ОБЖ проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады, а муниципальный этап по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссий Олимпиады по ОБЖ.
Олимпиадные задания теоретического тура школьного и муниципального этапов Олимпиады состоят из двух частей: теоретической, состоящей  не менее чем из 20 теоретических вопросов и тестовой, состоящей  не менее, чем из 20 тестов, раскрывающих обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности, при этом уровень их сложности должен быть определен таким образом, чтобы, на их решение участник смог затратить в общей сложности не более 90 минут.
Теоретические задания по тематике оказания первой медицинской помощи в теоретическом туре предусматривать не рекомендуется, поскольку эта тематическая линия является предметом оценки качества сформированных у участников олимпиады умений и навыков, которые целесообразно определять практическом туре Олимпиады.
Олимпиадные задания практического тура школьного и муниципального этапов Олимпиады должны дать возможность выявить и оценить:
•    уровень подготовленности участников Олимпиады в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи;
•    уровень подготовленности участников Олимпиады по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы.
В практическом туре предметно-методическим комиссиям школьного и муниципального этапов Олимпиады необходимо разработать следующие задания:
не менее 3 заданий по оказанию первой медицинской помощи;
не менее 4 заданий по выживанию в условиях природной среды;
не менее 4 заданий по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
не менее 4 заданий по основам военной службы (только для старшеклассников 10-11 классы).
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Оценивание результатов олимпиадных заданий – это наиболее важная часть любого мероприятия, тем более Олимпиады. Система и методика оценивания олимпиадных заданий должна позволять объективно выявить реальный уровень подготовки участников школьного и муниципального этапов Олимпиады.
С учетом этого, при разработке методики оценивания олимпиадных заданий предметно-методическим комиссиям школьного и муниципального этапов Олимпиады рекомендуется:
•    по всем теоретическим и практическим заданиям начисление баллов производить целыми,  а не дробными числами, уйдя от ошибок, т.к. дробные числа только увеличат их вероятность, при этом общий результат будет получен в целых числах, что упростит подсчет баллов всех участников;
•    размер максимальных баллов за задания теоретического тура установить в зависимости от уровня сложности задания, за задания одного уровня сложности начислять одинаковый максимальный балл;
•    отказаться от подсчета баллов по секциям или этапов как внутри туров, так и по турам в целом, выводя среднее арифметическое. Не делить набранные участником баллы ни на 2, ни на какое другое число, поскольку может получиться дробное число, а это увеличит время оценки результатов;
•    общий результат определяется по результатам решения участниками задач туров и  оценивается путем простого сложения баллов, полученных участниками за каждое теоретическое и практическое задание.
Признать целесообразным общую максимальную оценку по итогам выполнения заданий  школьного (муниципального) этапа определить не более 250 баллов (теоретический тур не более 150 баллов, практический тур не более 100 баллов).
Например, если оценивать выполнение каждого теоретического вопроса максимальной оценкой не более 5 баллов, а каждого тестового задания не более 2 баллов, общий балл по теоретическому туру составит не более 150 баллов.  
Оценивая выполнение каждого практического задания по оказанию первой медицинской помощи максимальной оценкой не более 10 баллов; каждого практического задания по выживанию в условиях природной среды максимальной оценкой не более 5 баллов; каждого практического задания по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера максимальной оценкой не более 5 баллов; каждого практического задания по основам военной службы максимальной оценкой не более 5 баллов, получим общий балл по практическому туру – 90 баллов.
Таким образом, для обучающихся на ступени основного общего образования максимальный результат составит 220 баллов, а для обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования максимальный результат составит 240 баллов.
Скачать информационное письмо
Категория: Всероссийская олимпиада школьников | Просмотров: 2766 | Добавил: cro_37243 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0