Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
21:21

При разработке требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года следует опираться на соответствующие разделы Положения о всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), (п.п. II-III), а также на данные методические рекомендации.
Требования должны включать следующие разделы:
• Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
• Организация школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
• Материально-техническое обеспечение проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
• Общая характеристика заданий школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
• Проверка работ, система оценивания отдельных заданий и работы в целом
• Подведение итогов школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
I. Школьный этап
Целями школьного этапа Олимпиады являются: стимулирование интереса обучающихся к истории; выявление обучающихся, интересующихся историей; оценка знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в школьном курсе истории; активизация творческих способностей обучающихся; выявление обучающихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады; популяризация истории как науки и школьного предмета.
Школьный этап Олимпиады проводится на базе общеобразовательных учебных заведений ежегодно в соответствии с датами, установленными организатором муниципального этапа Олимпиады, в период с 01 октября по15 ноября.
Для проведения указанного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.
Оргкомитет школьного этапа Олимпиады руководствуется требованиями к проведению Олимпиады, разработанными предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
Оргкомитет школьного этапа Олимпиады:
• разрабатывает программу проведения соответствующего этапа Олимпиады и обеспечивает её реализацию;
• организует мероприятия Олимпиады;
• обеспечивает помещения для проведения туров Олимпиады из расчета, что каждый участник Олимпиады во время тура должен сидеть за отдельным столом или партой;
• обеспечивает жюри помещением для работы и необходимыми материально-техническими средствами (компьютером, принтером, копиром, бумагой и т.п.);
• до начала Олимпиады информирует участников Олимпиады о наборе разрешенных к проносу в помещение для проведения тура Олимпиады пишущих и вспомогательных принадлежностей, в который входят авторучка с синими (голубыми) или чёрными чернилами, карандаш, линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор, а также иные принадлежности, не запрещённые настоящими Рекомендациями;
• до начала Олимпиады информирует участников Олимпиады о наборе запрещённых к проносу в помещение для проведения тура Олимпиады принадлежностей, в который входят тетради, справочная литература, учебники, атласы, любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов и выключенных мобильных телефонов);
• осуществляет регистрацию участников;
• инструктирует членов жюри и участников Олимпиады;
• осуществляет контроль хода работы участников Олимпиады;
• рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении Олимпиады;
• рассматривает совместно с жюри апелляции участников;
• по представлению жюри утверждает списки победителей и призеров Олимпиады, оформляет протоколы;
• оформляет дипломы победителей и призеров Олимпиады и направляет протокол жюри в организационный комитет Олимпиады следующего уровня;
• осуществляет информационную поддержку Олимпиады;
• обеспечивает присутствие дежурного учителя в каждом помещении, где участники выполняют задания Олимпиады, в течение всего тура;
• обеспечивает условия для временного выхода участников из помещения для проведения тура Олимпиады, для чего назначаются дополнительные дежурные.

Жюри школьного этапа Олимпиады осуществляет проверку выполненных олимпиадных заданий указанного этапа Олимпиады. В состав жюри школьного этапа Олимпиады входят учителя истории. К работе в составе жюри могут привлекаться также научные и педагогические работники, аспиранты и студенты.
Жюри школьного этапа Олимпиады выполняет следующие функции:
• проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания;
• проводит разбор и анализ выполненных олимпиадных заданий с участниками олимпиады, объясняя критерии оценивания заданий;
• определяет победителей и призёров школьного этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призёров данного этапа;
• составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий участниками Олимпиады школьного этапа;
• оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров Олимпиады школьного этапа;
• рассматривает совместно с Оргкомитетом школьного этапа Олимпиады апелляции участников;
• представляет в Оргкомитет школьного этапа Олимпиады отчёт о результатах проведения указанного этапа Олимпиады.

Участниками школьного этапа Олимпиады могут быть школьники 5-11 класса.
Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанными на основе методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.

На школьном этапе Олимпиады допускается проведение межшкольной олимпиады, в которой могут принимать участие учащиеся нескольких учебных заведений.

Школьный этап Олимпиады может проводиться в один или в два тура, в соответствии со сложившимися традициями.

На выполнение заданий школьного этапа Олимпиады рекомендуется отвести 1 академический час для 5-6 классов, 1 астрономический час для 7-8 классов, 2-3 астрономических часа для 9-11 классов.

Школьный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
Задания школьного этапа должны быть распечатаны для каждого участника Олимпиады. Использовать для ответа школьные атласы и любые другие справочные пособия не допускается. Для выполнения заданий, предполагающих написание сочинения, Олимпиады каждому участнику выдаются листы для ответов.

Перед началом школьного этапа ответственные за аудитории педагоги напоминают участникам основные положения регламента (о продолжительности тура, о форме, в которой разрешено задавать вопросы, порядке оформления отчётов о проделанной работе, и т.д.).

Участникам Олимпиады запрещено:
• использовать для записи решений авторучки с красными или зелеными чернилами;
• обращаться с вопросами к кому-либо, кроме дежурных и членов оргкомитета;
• проносить в классы тетради, справочную литературу, учебники, атласы, любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов и выключенных мобильных телефонов).

После раздачи заданий участники школьного этапа Олимпиады могут задать дежурному учителю вопросы по условиям заданий. Ответы на содержательные вопросы озвучиваются членами жюри для всех участников данной параллели. На некорректные вопросы или вопросы, свидетельствующие о том, что участник невнимательно прочитал условие, должен следовать ответ «без комментариев».
Дежурные учителя напоминают участникам о времени, оставшемся до окончания тура за 15 минут и за 5 минут.
Участники Олимпиады обязаны по истечении времени, отведенного на первый тур школьного этапа Олимпиады, сдать листы для ответа. Участники могут сдать работу досрочно, после чего они должны покинуть класс.

Материально-техническое обеспечение школьного этапа Олимпиады включает:
• помещения (классы, кабинеты), в которых участники при выполнении заданий могли бы сидеть по одному за партой;
• помещение для проверки работ;
• оргтехнику (компьютер, принтер, копир) и бумагу для распечатки заданий;
• листы для ответа.
Письменные принадлежности, а также (при необходимости) линейки, транспортиры, непрограммируемые калькуляторы участники приносят с собой.

Общая характеристика заданий школьного этапа
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
Всего в задания школьного этапа Олимпиады рекомендуется включать не более 15 задач (для 5-8 классов – не более 10 задач); в их числе может присутствовать историческое эссе (тогда следует предложить несколько тем).
Задания для пятиклассников должны быть составлены с учетом материала по истории, пройденного ими в первой четверти. Задания для каждой параллели должны строиться по принципу «накопленного итога»: в задания для 7 класса должны быть включены задачи по курсу для 6 класса, и т.д. Задания для 10-11 класса должны включать задачи по всему основному школьному курсу истории – от 5 до 10 классов (как правило, наиболее сложные задачи из комплектов заданий для этих классов). Приветствуется включение в задания хотя бы одной задачи, построенной на краеведческом материале. По уровню сложности краеведческие задачи для 7-8 и для 9-11 классов должны различаться.
Обязательно наличие в заданиях для каждой параллели задач программного материала соответствующего курса школьной истории. Вообще, на проверку знаний, предполагаемых школьной программой, должно быть рассчитано большинство заданий школьного этапа. Как минимум одно задание должно быть направлено на выявление у обучающихся аналитических навыков: распознавания образов (например, по фрагментам художественных произведений), определения логических цепочек и причинно-следственных связей. Желательно включить в задание Олимпиады задачу на проверку знания исторической карты, задачу на сопоставление процессов российской и всеобщей истории.

Проверка работ
Проводить шифровку задач школьного этапа Олимпиады не обязательно.
Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются.
Правильный ответ, приведенный без обоснования (если обоснование предусмотрено в заданиях) или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задание выполнено не полностью, то элементы его решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче. Критерии оценивания разрабатываются авторами задач.
Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится у номера задания. Кроме того, член жюри заносит ее в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись под оценкой.
Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за выполнение каждого задания.
Баллы, полученные участниками Олимпиады за выполненные задания, заносятся в итоговую таблицу, которая вывешивается на всеобщее обозрение в заранее отведённом месте после их подписания председателем жюри.

Оценка ответов участников первого тура школьного этапа Олимпиады определяется исходя из разработанной составителями заданий системы оценивания. Критерии оценивания эссе и сочинений на основе источника стандартны (см. Методические рекомендации по разработке заданий).

Разбор заданий проводится сразу после окончания школьного этапа Олимпиады членами жюри. Разбор заданий конкурса знатоков истории школьного этапа Олимпиады не производится.
Основная цель разбора – объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий на турах, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании. В процессе разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию по принципам оценки правильности сданных на проверку жюри ответов.
Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Время и место проведения апелляции устанавливается Оргкомитетом Олимпиады. 
Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады до начала школьного этапа Олимпиады.
Для проведения апелляции Оргкомитет создает апелляционную комиссию (не менее двух человек).
Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями.
Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри.
Апелляция участника Олимпиады рассматривается в день показа работ.
На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление.
На апелляции повторно проверяется только текст решения задачи. Устные пояснения апеллирующего не оцениваются.
По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:
• апелляцию отклонить;
• апелляцию удовлетворить.
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с оценкой жюри выполненного олимпиадного задания апелляционная комиссия принимает одно из решений:
• апелляцию отклонить и сохранить выставленные баллы;
• апелляцию удовлетворить и изменить оценку в _ баллов на _ баллов.
Оценка может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.
Система оценивания олимпиадных заданий не может быть предметом апелляции и пересмотру не подлежит.
Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.
Протоколы проведения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.
Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады.
Окончательные итоги Олимпиады утверждаются организатором школьного этапа Олимпиады с учетом результатов работы апелляционной комиссии.
Окончательные результаты проверки решений всех участников Олимпиады фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров Олимпиады. 
Победители и призеры Олимпиады определяются по результатам выполнения участниками заданий в каждой из параллелей (отдельно по 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классам).
Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются его победителями при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призёры.
Количество призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.
Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все его участники, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника школьного этапа Олимпиады, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется жюри школьного этапа Олимпиады.
Список победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждается его Организатором.
Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами.
Категория: Всероссийская олимпиада школьников | Просмотров: 3178 | Добавил: cro_37243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0