Центр развития образования
и оценки качества

Полезная информация

О краевом конкурсе сочинений среди учащихся 1-11 классов «Люблю тебя, мой край родной!» и «Краснодарский край в преддверии Зимней Олимпиады»
Методические рекомендации для участников ОГЭ по английскому языку и педагогов-наставников
Об участии во Всероссийских «Молодежных предметных чемпионатах» в 2011-2012 году
Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!»
День правовой помощи детям

Категории раздела

Всероссийская олимпиада школьников [565]
Методические рекомендации, приказы, положения, задания
Международные конкурсы для школьников [20]
Русский медвежонок Кит British Bulldog Кенгуру − выпускникам Золотое Руно Кенгуру Человек и природа
ПНПО [28]
Инновационная работа [9]
Конкурсы профессионального мастерства [76]
Библиотекарю [134]
ГНОУ «Алые паруса» [46]
Городское научное общество учащихся «Алые паруса»
Курсовая подготовка [108]
Аттестация педагогов [2]
НОКУООД [21]
Проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями
Работа с одаренными детьми [7]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Октябрь » 19 » Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии
21:28
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии
Целями школьного этапа Олимпиады являются: стимулирование интереса обучающихся к географии; выявление обучающихся, интересующихся географией; оценка знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в школьном курсе географии; активизация творческих способностей обучающихся; выявление обучающихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады; популяризация географии как науки и школьного предмета.
Школьный этап Олимпиады проводится на базе общеобразовательных учебных заведений ежегодно в соответствии с датами, установленными организатором муниципального этапа Олимпиады, в период с 01 октября по15 ноября.
Для проведения указанного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.
Оргкомитет школьного этапа Олимпиады руководствуется требованиями к проведению Олимпиады, разработанными предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
Оргкомитет школьного этапа Олимпиады:
•    разрабатывает программу проведения соответствующего этапа Олимпиады и обеспечивает её реализацию;
•    организует мероприятия Олимпиады;
•    обеспечивает помещения для проведения туров Олимпиады из расчета, что каждый участник Олимпиады во время тура должен сидеть за отдельным столом или партой;
•    обеспечивает жюри помещением для работы и необходимыми материально-техническими средствами  (компьютером, принтером, копиром, бумагой и т.п.);
•    до начала Олимпиады информирует участников Олимпиады о наборе разрешенных к проносу в помещение для проведения тура Олимпиады пишущих и вспомогательных принадлежностей, в который входят авторучка с синими (голубыми) или чёрными чернилами, карандаш, линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор, а также иные принадлежности, не запрещённые настоящими Рекомендациями;
•    до начала Олимпиады информирует участников Олимпиады о наборе запрещённых к проносу в помещение для проведения тура Олимпиады принадлежностей, в который входят тетради, справочная литература, учебники, атласы, любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов и выключенных мобильных телефонов);
•    осуществляет регистрацию участников;
•    инструктирует членов жюри и участников Олимпиады;
•    осуществляет контроль хода работы участников Олимпиады;
•    рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении Олимпиады;
•    рассматривает совместно с жюри апелляции участников;
•    по представлению жюри утверждает списки победителей и призеров Олимпиады, оформляет протоколы;
•    оформляет дипломы победителей и призеров Олимпиады и направляет протокол жюри в организационный комитет Олимпиады следующего уровня;
•    осуществляет информационную поддержку Олимпиады;
•    обеспечивает присутствие дежурного учителя в каждом помещении, где участники выполняют задания Олимпиады, в течение всего тура;
•    обеспечивает условия для временного выхода участников из помещения для проведения тура Олимпиады, для чего назначаются дополнительные дежурные.
Жюри школьного этапа Олимпиады осуществляет проверку выполненных олимпиадных заданий указанного этапа Олимпиады. В состав жюри школьного этапа Олимпиады входят учителя географии. К работе в составе жюри могут привлекаться также научные и педагогические работники, аспиранты и студенты.
Жюри школьного этапа Олимпиады выполняет следующие функции:
•    проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания;
•    проводит разбор и анализ выполненных олимпиадных заданий с участниками олимпиады, объясняя критерии оценивания заданий;
•    определяет победителей и призёров школьного этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призёров данного этапа;
•    составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий участниками Олимпиады школьного этапа;
•    оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров Олимпиады школьного этапа;
•    рассматривает совместно с Оргкомитетом школьного этапа Олимпиады апелляции участников;
•    представляет в Оргкомитет школьного этапа Олимпиады отчёт о результатах проведения указанного этапа Олимпиады.
Участниками теоретического тура школьного этапа Олимпиады могут быть школьники 6-11 класса.
Участниками конкурса знатоков географии являются участники, набравшие наиболее высокие баллы в теоретическом (письменном) туре Олимпиады. Количество участников конкурса знатоков географии школьного этапа Олимпиады определяется с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады и указывается в требованиях к проведению школьного этапа Олимпиады. Оптимальное количество участников конкурса знатоков географии – не более 20-24 человек – по 4 человека от параллели.
Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанными на основе методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.
На школьном этапе Олимпиады допускается проведение межшкольной олимпиады, в которой могут принимать участие учащиеся нескольких учебных заведений.
Школьный этап Олимпиады целесообразно проводить в два тура. Первый тур – теоретический (письменный), второй – в виде мультимедийного конкурса знатоков географии (проводится в устной форме).
На выполнение заданий теоретического (письменного) тура школьного этапа Олимпиады рекомендуется отвести 1 астрономический час. Рекомендуемая продолжительность конкурса знатоков географии на школьном этапа Олимпиады составляет 1,5 астрономических часа. Рекомендуется проводить эти туры последовательно в два дня (можно – с интервалом в несколько дней).
Теоретический тур школьного этапа Олимпиады проводится в письменной форме по параллелям. Объединение параллелей в группы нецелесообразно в силу специфики построения школьного курса географии.
Конкурс знатоков географии школьного этапа Олимпиады проводится после подведения итогов теоретического тура школьного этапа Олимпиады. Его участниками становятся представители параллелей всех классов, занявшие наиболее высокие места в своей параллели.

Школьный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
Задания теоретического тура школьного этапа Олимпиады могут быть написаны учителем на школьной доске, или же розданы каждому участнику Олимпиады. Если для ответа на некоторые задачи потребуются контурные карты, необходимо обеспечить всех участников их копиями. Использовать для ответа школьные атласы и любые другие справочные пособия не допускается.
Задания конкурса знатоков географии школьного этапа Олимпиады произносятся «с голоса» и, если это необходимо, дублируются или дополняются видеорядом (презентацией, выполненной в PowerPoint, и показанной на экране). Для ответов требуются пронумерованные листы бумаги (из расчёта по одному на каждый вопрос конкурса для каждого участника).
Перед началом теоретического тура школьного этапа ответственные за аудитории педагоги напоминают участникам основные положения регламента (о продолжительности тура, о форме, в которой разрешено задавать вопросы, порядке оформления отчётов о проделанной работе, и т.д.).
Для выполнения заданий теоретического тура школьного этапа Олимпиады каждому участнику выдаются листы для ответов.
Участникам олимпиады запрещено:
•    использовать для записи решений авторучки с красными или зелеными чернилами;
•    обращаться с вопросами к кому-либо, кроме дежурных и членов Оргкомитета;
•    проносить в классы тетради, справочную литературу, учебники, атласы, любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов и выключенных мобильных телефонов).
После раздачи заданий участники школьного этапа Олимпиады могут задать дежурному учителю вопросы по условиям заданий. Ответы на содержательные вопросы озвучиваются членами жюри для всех участников данной параллели. На некорректные вопросы или вопросы, свидетельствующие о том, что участник невнимательно прочитал условие, должен следовать ответ «без комментариев».
Дежурные учителя напоминают участникам о времени, оставшемся до окончания тура за 15 минут и за 5 минут.
Участники Олимпиады обязаны по истечении времени, отведенного на теоретический тур школьного этапа Олимпиады, сдать листы для ответа. Участники могут сдать работу досрочно, после чего они должны покинуть класс.
 Материально-техническое обеспечение школьного этапа Олимпиады включает:
•    помещения (классы, кабинеты), в которых участники при выполнении заданий могли бы сидеть по одному за партой;
•    помещение для проверки работ;
•    оргтехнику (компьютер, принтер, копир) и бумагу для распечатки заданий;
•    листы для ответа.
    Письменные принадлежности, а также (при необходимости) линейки, транспортиры, непрограммируемые калькуляторы участники приносят с собой.
Для проведения мультимедийного конкурса знатоков географии школьного этапа Олимпиады потребуется использовать компьютер, проектор, экран. Конкурс знатоков целесообразно проводить в школьном актовом зале.
Общая характеристика заданий школьного этапа
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.
Всего в задания теоретического тура школьного этапа Олимпиады рекомендуется включать не более 5 задач.
    Всего в задания конкурса знатоков географии школьного этапа Олимпиады рекомендуется включать 15-20 вопросов разного уровня сложности.
Задания теоретического тура для шестиклассников должны быть составлены с учетом материала по географии, пройденного ими в первой четверти и материала школьного курса природоведения. Задания для каждой параллели должны строиться по принципу «накопленного итога»: в задания для 7 класса должны быть включены задачи по курсу для 6 класса, и т.д. Задания для 11 класса должны включать задачи по всему основному школьному курсу географии – от 6 до 10 классов (как правило, наиболее сложные задачи из комплектов заданий для этих классов). Приветствуется включение в задания теоретического тура хотя бы одной задачи, построенной на краеведческом материале. По уровню сложности краеведческие задачи для 7-8 и для 9-11 классов должны различаться.
Обязательно наличие в заданиях для каждой параллели задач на проверку знания географической карты, а также задач программного материала соответствующего курса школьной географии. Как минимум одно задание должно быть направлено на выявление у обучающихся аналитических навыков: распознавания образов (например, по фрагментам художественных произведений), определения логических цепочек и причинно-следственных связей (например, взаимосвязей компонентов ландшафта, их зависимость от общих планетарных географических закономерностей). Следует включить в задание Олимпиады задачу на сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными критериями) различных географических объектов, стран и т.п. Не следует отказываться от таких традиционных для географии заданий, как нанесение объектов на контурную карту, составление плана местности, схемы маршрута.
    Конкурс знатоков географии предполагает знание как знание программного (из курса школьной географии) материала, так и широкую эрудицию участников. Поскольку конкурс знатоков географии школьного этапа Олимпиады проводится для учащихся разных параллелей, его задания должны быть составлены в основном с учетом следующих знаний, умений и навыков:
•    знание географической номенклатуры (в том числе, «самые-самые» высокие горы, длинные реки, крупные города, многочисленные народы, большие и малые страны и т.п.);
•    умение «привязать» географические объекты к местности (вопросы типа «где находится», «с кем граничит», «через территорию каких стран проходит», «куда впадает» и т.п.);
•    навыки чтения географических карт, в том числе для определения страны (территории) по расширяющемуся полю карты или по ее контуру;
•    широкая эрудиция, в том числе знание национальной символики (флаги, гербы), национальных валют стран мира;
•    умение атрибутировать артефакты (предметы быта, одежды, «экзотические» продукты питания) со странами, на территории которых они распространены;
•    умение «проецировать» на географическое поле знаний информацию, полученную в ходе изучения других школьных предметов (истории, биологии, литературы, музыки).
Для составления заданий теоретического тура школьного этапа Олимпиады могут быть использованы сборники олимпиадных задач по географии различного уровня. Как правило, задачи более высокого уровня сложности могут быть упрощены и переформулированы применительно к требованиям школьного этапа Олимпиады. При составлении заданий на знание географической карты мы рекомендуем использовать задачи типа «определи страну/территорию и ее соседей», которые регулярно публикуются в газете «География».
Материалы для проведения конкурса знатоков географии школьного этапа подбираются на основе личных фотоархивов, коллекций школьных музеев, и/или из источников в сети Интернет (например, из электронной энциклопедии «Википедия»).

Проверка работ
    Проводить шифровку задач школьного этапа Олимпиады не целесообразно.
Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются.
Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задание выполнено не полностью, то элементы его решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче. Критерии оценивания разрабатываются авторами задач.
Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится у номера задания. Кроме того, член жюри заносит ее в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись под оценкой.
Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за выполнение каждого задания.
Баллы, полученные участниками олимпиады за выполненные задания, заносятся в итоговую таблицу, которая вывешивается на всеобщее обозрение в заранее отведённом месте после их подписания председателем жюри.
Оценка ответов участников теоретического тура школьного этапа Олимпиады определяется по многобалльной шкале (определенное количество баллов начисляется за каждый верный элемент ответа); за каждую задачу может быть получено одинаковое количество баллов (в случае полностью правильного ответа). Обязательно следует предусмотреть поощрительные баллы (за логику ответа на наиболее сложные задачи, проявленную географическую эрудицию и проч.).
Оценка ответов участников конкурса знатоков географии школьного этапа Олимпиады осуществляется следующим образом – за каждый верный ответ – 1 балл.
Разбор заданий проводится сразу после окончания теоретического тура школьного этапа Олимпиады членами жюри. Разбор заданий конкурса знатоков географии школьного этапа Олимпиады не производится.
Основная цель разбора – объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий на турах, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании. В процессе разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию по принципам оценки правильности сданных на проверку жюри ответов.
Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Время и место проведения апелляции устанавливается Оргкомитетом Олимпиады. Результаты устного конкурса знатоков географии школьного этапа Олимпиады не апеллируются.
Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады до начала теоретического тура школьного этапа Олимпиады.
Для проведения апелляции Оргкомитет создает апелляционную комиссию (не менее двух человек).
Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями.
Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри.
Апелляция участника Олимпиады рассматривается в день показа работ.
На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление.
На апелляции повторно проверяется только текст решения задачи. Устные пояснения апеллирующего не оцениваются.
По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:
•    апелляцию отклонить;
•    апелляцию удовлетворить.
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с оценкой жюри выполненного олимпиадного задания апелляционная комиссия принимает одно из решений:
•    апелляцию отклонить и сохранить выставленные баллы;
•    апелляцию удовлетворить и изменить оценку в _ баллов на _ баллов.
Оценка может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.
Система оценивания олимпиадных заданий не может быть предметом апелляции и пересмотру не подлежит.
Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.
Протоколы проведения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.
Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады.
Окончательные итоги Олимпиады утверждаются организатором школьного этапа Олимпиады с учетом результатов работы апелляционной комиссии.
Окончательные результаты проверки решений всех участников теоретического тура Олимпиады фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров Олимпиады.
Победители и призеры Олимпиады определяются по результатам выполнения участниками заданий в каждой из параллелей (отдельно по 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классам).
Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются его победителями при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призёры.
Количество призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.
Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все его участники, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника школьного этапа Олимпиады, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется жюри школьного этапа Олимпиады.
Список победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждается его Организатором.
Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами.
Победитель конкурса знатоков географии поощряется особым призом и, в случае необходимости, получает преимущество для участия в муниципальном этапе Олимпиады.
Скачать информационное письмо
Категория: Всероссийская олимпиада школьников | Просмотров: 1486 | Добавил: Admin | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Информер

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Друзья сайта

Информер