Центр развития образования
и оценки качества

Полезная информация

О краевом конкурсе сочинений среди учащихся 1-11 классов «Люблю тебя, мой край родной!» и «Краснодарский край в преддверии Зимней Олимпиады»
Методические рекомендации для участников ОГЭ по английскому языку и педагогов-наставников
Об участии во Всероссийских «Молодежных предметных чемпионатах» в 2011-2012 году
Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!»
День правовой помощи детям

Категории раздела

Всероссийская олимпиада школьников [565]
Методические рекомендации, приказы, положения, задания
Международные конкурсы для школьников [20]
Русский медвежонок Кит British Bulldog Кенгуру − выпускникам Золотое Руно Кенгуру Человек и природа
ПНПО [30]
Инновационная работа [9]
Конкурсы профессионального мастерства [76]
Библиотекарю [134]
ГНОУ «Алые паруса» [46]
Городское научное общество учащихся «Алые паруса»
Курсовая подготовка [108]
Аттестация педагогов [2]
НОКУООД [21]
Проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями
Работа с одаренными детьми [7]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Октябрь » 12 » Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
16:05
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
1.1. Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии (далее – Олимпиада) 2010/2011 учебного года составлены на основе Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.12.2009 №695.
1.2. Основными целями и задачами на школьном и муниципальном этапе Олимпиады являются выявление наиболее грамотных и способных обучающихся в области экологии для последующей их подготовки и направления на региональный и заключительный этапы Олимпиады, а также популяризация экологических знаний, развитие экологической культуры юных граждан, становление экологического мировоззрения школьников; создание условий для самореализации школьников в сфере экологии; мотивации подрастающего поколения к будущей экологоориентированной профессиональной деятельности; поддержка экологического образования в регионах России.
1.3. Для проведения школьного (и муниципального) этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри.
1.4. Деятельность по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года (далее – Требования) включает подготовку и проведение Олимпиады. Деятельность, направленная на подготовку школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии направлена на создание материальной базы и создание методической базы Олимпиады.
2. Форма и порядок проведения школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
2.1. Школьный этап Олимпиады
Организация-устроитель: педагогический коллектив школы.
Место проведения: школа (колледж, лицей, гимназия).
Оргкомитет: учителя экологии и биологии школы.
Жюри: учителя экологии и биологии школы.
Участники: учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов школы.
Время проведения: октябрь.
Число туров: один.
Продолжительность: 2 часа.
2.2. На школьном этапе Олимпиада проходит в один теоретический тур. Соревнования тура проходят в аудиториях, оборудованных столами и стульями. В проведении тура участвуют представители оргкомитета, жюри, дежурные по аудиториям и секретарь Олимпиады.
Члены жюри наблюдают за выполнением правил работы над конкурсными заданиями и отвечают на вопросы участников, которые появляются в ходе соревнования.
Дежурных по аудиториям назначают из числа учителей общеобразовательного учреждения, в котором проводится Олимпиада. Они сопровождают учащихся в аудитории; поддерживают в аудиториях порядок; по просьбе учащихся приглашают членов жюри для консультации; снабжают расходными материалами (ручки, бланки ответов); после окончания времени, отведенного для выполнения заданий, собирают листы ответов и передают их секретарю Олимпиады.
Устроителям следует не упускать из виду все цели школьной Олимпиады, которая должна не только выявить учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, но и стать праздником для всей школы, не потеряв при этом своего воспитательного и обучающего характера.
Чтобы с наибольшей эффективностью использовать все преимущества школы, как места проведения Олимпиады, организаторам при разработке плана и содержания мероприятий Олимпиады следует принять во внимание (а) подготовленность учащихся, (б) материальные возможности школы и (в) организаторские возможности педагогического коллектива.
2.3. Муниципальный этап Олимпиады
Организация-устроитель: педагогический коллектив научно-методического центра управления образования (института повышения квалификации учителей), биологического факультета ВУЗа, эколого-биологического центра (ЭБЦ), станции юннатов (СЮН), школы, колледжа, лицея.
Место проведения: школа, колледж, лицей, расположенный в районном центре биологический факультет ВУЗа, эколого-биологический центр, станция юных натуралистов,
Оргкомитет: представители отдела управления образованием, специалисты организации-устроителя.
Методическая комиссия: учителя экологии и биологии, методисты-экологи.
Жюри: преподаватели вузов, сотрудники ЭБЦ, СЮН, учителя экологии и биологии, методисты-экологи.
Участники: учащиеся, 9-х, 10-х и 11-х классов школ района (города), победители школьных Олимпиад.
Время проведения: ноябрь.
Число туров: два (теоретический и конкурс экологических рефератов (предпроектный)).
Продолжительность: теоретический 2,5 часа; конкурс рефератов 10 мин. на одного учащегося.
Особенность Олимпиады этого уровня заключается в том, что ней задействованы учащиеся разных школ, расположенных не так далеко от места проведения для того, чтобы организовывать их проживание в гостинице или в общежитии, и не настолько близко, чтобы рассчитывать на приезд участников на Олимпиаду в течение нескольких дней.
Поэтому организаторы должны разработать план и содержание Олимпиады так, чтобы все конкурсные и внеконкурсные мероприятия могли пройти в течение одного, максимум - двух дней. Именно в выполнении этого условия и состоит специфика подготовки и проведения Олимпиады районного и городского уровней, которая определяется (1) числом участников, (2) числом и продолжительностью конкурсных мероприятий, (3) числом членов жюри и помощников (технического персонала) и (4) продуманностью плана мероприятий и четкостью следования ему.
2.4. На муниципальном этапе учащихся доставляют к месту проведения Олимпиады с таким расчетом, чтобы до его начала они сдали в гардероб сумки, пакеты и верхнюю одежду, пришли в аудитории и прослушали инструктаж о правилах выполнения заданий. У входа в здание общеобразовательного учреждения учащихся встречают дежурные по аудиториям, которые провожают их в гардероб, а затем распределяют на группы по возрастам и сопровождают в аудитории. На дверях аудиторий прикреплены таблички с указанием возрастной группы: «9 кл.», «10 кл.» или «11 кл.». В аудиториях учащихся распределяют по одному за столом.
2.5. Перед выполнением конкурсного задания члены жюри рассказывают учащимся о правилах работы, напоминают о недопустимости исправлений, подчисток или использования корректирующих белил и о необходимости заполнения бланков ответов ручкой только синего цвета.
Затем дежурные по аудиториям раздают бланки ответов и раздают брошюры с заданиями. После всех указанных процедур учащиеся приступают к выполнению заданий, а дежурные отмечают время начала тура.
2.6. В ходе работы над заданиями у учащихся возникают различные вопросы, на которые имеют право отвечать только члены жюри. Они регулярно совершают обход аудиторий, в которых учащиеся выполняют задания, и отвечают на вопросы. За полчаса до истечения времени, отведенного для выполнения заданий, дежурный предупреждает учащихся. Учащиеся, выполнившие задания раньше намеченного срока, сдают дежурному бланки ответов и брошюры с заданиями и покидают аудиторию. Они проходят в фойе здания для встречи с сопровождающим педагогом (на муниципальном этапе). Дежурные по аудиториям передают бланки ответов и брошюры секретарю, который их пересчитывает и готовит для передачи жюри.
3. Материально-техническое обеспечение проведения школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
3.1. Проведение Олимпиады включает решение ряда организационных и материально-технических задач, связанных:
-с подготовкой аудиторного фонда; 
-с укомплектованием специалистами жюри кабинетов Олимпиады и организацией их работы так, чтобы сразу после выполнения судейской работы они оперативно обрабатывали и представляли сведенные в ведомость результаты в оргкомитет Олимпиады; 
-с организацией оперативной обработки результатов и оперативным оформлением удостоверяющих документов - дипломов и грамот. Для организации этой работы оргкомитет должен иметь точные сведения о каждом участнике. Получение этой информации достигается проведением регистрации участников;
-с организацией работы с педагогами, сопровождающими учащихся на Олимпиаду от школ. Это могут быть лекции, семинары или круглые столы. 
3.2. Соревнования теоретического тура специальных аудиторий не требуют. Для соревнования второго тура – конкурса экологических рефератов, который проводится на муниципальном этапе желательно использовать аудитории, оснащенные оборудованием для показа презентаций (компьютер, проектор, экран).
3.3. Для проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады жюри и оргкомитет Олимпиады должны быть обеспечены:
- канцтоварами (бумагой, ручками, карандашами и т.д.);
- компьютером, принтером, множительной техникой (ксероксом).
4. Общая характеристика структуры заданий школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
4.1. На школьном этапе Олимпиада проводится в один (теоретический) тур, включающий тестовые задачи, разработанные по учебникам и учебным пособиям по экологии для общеобразовательных учреждений.
4.2. Основу теоретического тура школьного и муниципального этапов Олимпиады составляют тестовые задачи, которые требуют от конкурсантов, как воспроизведения теоретических знаний, так и умения проводить сравнительный анализ содержания вариантов ответов и его письменного изложения с обоснованием выбранного ответа. Выполнение заданий такого формата потребует от учащихся не только знаний понятийного аппарата экологии, но и умения оперировать («распоряжаться») собственными знаниями, анализировать содержание и объём понятий, находить общее и различное, внятно и аргументировано излагать свою позицию на бумаге, обращаясь к экологической фактологии.
4.3. На муниципальном этапе Олимпиада проводится в два тура – теоретическом и конкурсе рефератов по экологии, на основе которых учащиеся в дальнейшем разрабатывают свои экологические проекты.
4.4. Конкурс экологических рефератов как основа проектного тура регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии, нацелена на выявление исследовательской компетентности конкурсантов, важнейшим аспектом которой является умение моделировать содержание экологического исследования, формулируя его тему, определяя его цели и задачи, намечая гипотезу, обоснованно формируя инструментарий исследования, планируя экологические проекты по разрешению локальных экологических проблем.
4.5. На школьном этапе Олимпиады рекомендуется делать акцент на тестовые задачи закрытого типа, выполнение которых заключается в выборе одного правильного и наиболее полного ответа из четырёх предложенных. Тестовые задачи закрытого типа могут составлять не менее 90%, а 10% - тестовые задачи закрытого типа, решение которых предполагает письменное обоснование правильного ответа. На муниципальном этапе это соотношение может быть 80% и 20% соответственно.
Обоснование составляет основную и самую важную часть задания. Существует и более сложный вариант тестовой задачи с обоснованием всех вариантов ответа. В таком случае, для получения максимально возможного балла за выполнение задания учащийся должен с опорой на знания и опыт аргументировано обосновать не только выбор правильного ответа, но и свой отказ от выбора других, ошибочных ответов, указав на неточности, ошибки, противоречия или неполноту. По сравнению с простым выбором правильного ответа в тестовых задачах закрытого типа такое задание является значительно более трудным не только для выполнения конкурсантами, но и для проверки жюри.
4.6. Вторым по порядку проведения муниципального этапа Олимпиады является реферативный тур, цель которого – определение готовности учащихся к самостоятельному планированию экологического исследования, которое отражает исследовательскую компетентность учащихся. На этом туре оценивается умение учащихся применить экологические знания на практике – при планировании исследования, основу которого составляет разработка научного аппарата, включающего тему, цель, задачи, гипотезу, и моделирование возможных результатов изучения экологических объектов, которые задаются в предлагаемых учащимся ситуациях.
Суть реферативного тура состоит в публичном представлении в форме сообщения подготовленного заранее реферата, который должен включать: описание конкретной ситуации, содержащей актуальную экологическую проблему; анализ экологической проблемы; конкретные и обоснованные рекомендации по её решению; источники информации, использованные при работе над рефератом. Работая над рефератом, учащиеся разрабатывают (моделируют) научный аппарат исследования, которое могло бы, по мнению конкурсантов, стать источником информации, недостающей для решения представляемой в реферате проблемы.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
5.1. Тестовые задания, составляющие основу школьного этапа и первого тура муниципального этапа Олимпиады, являются простыми тестами типа «1 из 4» (т.е. выбор одного правильного ответа из четырех возможных). Правильный ответ оценивается в один балл, неправильный - ноль баллов.
5.2. Задания с обоснованием ответа могут включать задачи как с обоснованием одного (правильного) ответа, так и с обоснованием всех (как правильного, так и трех вариантов неправильных) ответов. 
5.3. Оценивание тура экологических рефератов проводится по более упрощенной традиционной схеме оценивания экологических проектов последующих (регионального и заключительного этапов) в зависимости от степени подготовленности реферата.
6. Подведение итогов школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
6.1. После окончания школьного (муниципального) этапа Олимпиады жюри подводит итоги. Членами жюри суммируются баллы, набранные каждым участникам за каждое выполненное им задание в соответствии с критериями и шкалой для проверки тестовых заданий. На муниципальном этапе суммируются баллы за первый и второй тур Олимпиады. Выстраивается рейтинг всех участников. Победители и призеры Олимпиады определяются в соответствии с Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.12.2009 №695.
Скачать информационное письмо
Категория: Всероссийская олимпиада школьников | Просмотров: 1776 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Информер

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Друзья сайта

Информер