Центр развития образования
и оценки качества

Полезная информация

Методические рекомендации для участников ОГЭ по английскому языку и педагогов-наставников
О краевом конкурсе сочинений среди учащихся 1-11 классов «Люблю тебя, мой край родной!» и «Краснодарский край в преддверии Зимней Олимпиады»
Об участии во Всероссийских «Молодежных предметных чемпионатах» в 2011-2012 году
Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка и Единого Всекубанского классного часа «Судьба и Родина едины!»
День правовой помощи детям

Категории раздела

Всероссийская олимпиада школьников [594]
Методические рекомендации, приказы, положения, задания
Международные конкурсы для школьников [20]
Русский медвежонок Кит British Bulldog Кенгуру − выпускникам Золотое Руно Кенгуру Человек и природа
ПНПО [30]
Инновационная работа [9]
Конкурсы профессионального мастерства [82]
Библиотекарю [134]
Профориентация [54]
Курсовая подготовка [108]
Аттестация педагогов [10]
НОКУООД [27]
Проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями
Работа с одаренными детьми [19]

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
sahaha
Главная » 2014 » Июль » 10 » Методические рекомендации по организации деятельности педагога-психолога в пришкольном летнем лагере
16:29
Методические рекомендации по организации деятельности педагога-психолога в пришкольном летнем лагере
Администрация муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования» в целях повышения эффективности психологического сопровождения работы пришкольных летних лагерей в муниципальном образовании город Армавир направляет методические рекомендации по организации деятельности педагога-психолога в пришкольном летнем лагере (прилагаются).
Лето - это время каникул, отдыха. Работа пришкольного лагеря позволяет создать условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Необходимость работы педагога-психолога в пришкольном летнем лагере обусловлена целым рядом причин:
- проблемами адаптации детей к новым непривычным условиям (разновозрастные группы, временный детский коллектив);
- наличием в лагере тревожных, неуверенных в себе детей, провоцирующих проблемы в общении, конфликты, ребёнка стоящего на ВШУ и учёте в ПДН.
- вероятность возникновения конфликтных ситуаций;
Цель работы психологической службы пришкольного лагеря - создание условий, способствующих снятию психо-эмоционального напряжения как детского коллектива, так и педагогического коллектива, а также развитие индивидуальности ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1. Оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
2. Содействие снятию эмоционального напряжения;
3. Способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;
4. Формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;
5. Изучение психофизиологического состояния детей.
Для реализации обозначенных выше цели и задач работа психолога проводится по четырем основным направлениям:
- диагностическому;
- коррекционно-развивающему;
- консультативному;
- профилактическому.
Совместно с психологом воспитатель в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, психологические мастерские, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе.
Психолог может дать квалифицированный совет воспитателю о поведенческих особенностях членов отряда, что поможет организовать индивидуальную работу с детьми.
Основные этапы работы.
I этап. Диагностический.
1. Анкетирование (первичная диагностика) на 1-2 день.
2. Отслеживание (ежедневное) эмоционального фона («Индивидуальная карта отдыхающего», «Парус настроения» и т.д.).
II этап. Основной.
1. Проведение коррекционно- развивающих занятий, консультаций.
III этап. Завершающая диагностика.
Итоговое анкетирование.
В работе с детьми педагог-психолог может использовать следующие формы и методы:
• игровые тренинги;
• сказкотерапия;
• игротерапия;
• арттерапия;
• ароматерапии;
• музыкатерапии;
• релаксационные упражнения и др.
Занятия проводятся ежеднвно. Продолжительность занятий с отрядом 25-30 минут. Занятия проводятся в кабинете психолога. А также психолог приходит в отряды, для проведения мини-игр.
Ожидаемые результаты
1. Укрепление психического здоровья воспитанников.
2. Адаптированность к условиям пришкольного лагеря.
3. Стабилизация эмоционального состояния.
4. Сформированность навыков эффективного взаимодействия детей и педагогов.
5. Сформированность осознанного отношения к здоровью.

Использованные материалы:
1. 1. Программа психологического сопровождения пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «САМИ» МБОУ СОШ № 9, г. Самара. Автор- Рябцева Анастасия Сергеевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 9, г. Самара.
2. Коррекционно-развивающая программа в условиях летнего пришкольного лагеря «По волнам познания». Автор – Андриянова Марина, педагог-психолог Староалейской СОШ № 2 Алтайского края («Школьный психолог», № 16,
2009 г.).

Игровой тренинг «Кораблекрушение»
Цель: создание условий для развития навыков социального взаимодействия.
Задачи:
1. Создание благоприятной атмосферы для сплочения коллектива.
2. Выработка стратегии поведения.
3. Определение социальных ролей.
Время:30-35 минут.
Оборудование: бланки для каждого игрока; ручки.
1. Задается ситуация: «Ваш корабль терпит бедствие. Вам удается спастись на небольшом надувном плотике, на который можно взять нижеперечисленные предметы». Задача: проранжируйте (с № 1 по № 15) предметы по мере необходимости, на ваш взгляд. Результат запишите в столбик № 1. Выполняется индивидуально.
2. Работа в группах. Объединяем в группы. Их задача – сравнить свои варианты, обсудить, договориться и проранжировать те же предметы, но уже в группе.
Результат записывается в столбик № 3.
3. Рефлексия.
- К чему мнению в группе вы прислушивались?
- Кто (в вашей группе), на ваш взгляд, был более убедительным?
4. Оглашение «правильного ответа». Поскольку специалисты просчитали оптимальное поведение человека в подобной ситуации, все представленные предметы можно разделить на:
- помогающие вас обнаружить;
- поддерживающие жизнь;
- бесполезные.
А потом правильнее всего расположить надо было так:
* для обнаружения: зеркальце – 1, 2 – горючая смесь;
* для поддержания жизни: 3 – канистра с водой, 4 – армейский сухой паек, 5 – шоколад, 6 – непрозрачный пластик (для сбора воды или защиты от
солнца), 7 – рыболовная снасть, 8 – 15 метров нейлонового каната, 9 – подушка надувная, 10 – спирт (для обработки ран), 11 – репеллент;
* бесполезные: 12 – радиоприемник, 13 – карта Тихого океана, 14 – противомоскитная сетка, 15 – секстант.
Результат записывается в столбик № 5.
6. Обработка результата. Разность каждой строчки 1-го и 5-го столбика записывается во 2-й (считают сами дети).
Затем подсчитывается разность каждой строчки 3 и 5 столбика и записывается в 4-й.
Подсчитываем результаты в столбиках: 2-го столбика по вторым, 4-го под четвертым. В результате получается два числа. Находим их разность и сравниваем результаты в группах. У кого из ребят число оказалось меньшим, тот и является лидером.
Бланк участника игры
Предметы 1 2 3 4 5
1. Секстант*
2. Зеркальце
3. Карта Тихого океана
4. Баллон с горючей смесью
5. 5-литровая канистра с водой
6. Лист непрозрачного пластика
7. Радиоприемник
8. Рыболовная сеть
9. Бутылка медицинского спирта
10. Противомоскитная сетка
11. Надувная подушка
12. Репеллент, отпугивающий акул
13. Армейский сухой паек
14. 12 метров нейлонового каната
15. 2 коробки шоколада

*навигационный измерительный инструмент, используемый для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения географических координат той местности в которой происходит измерение.
Релаксационное занятие «Звуки природы»
Цель:снятие физического и эмоционального напряжения.
Задачи:
1. Создание условий для удобного расположения каждого члена отряда;
2. Создание ситуации «присутсвия».
Время: 20 минут.
Оборудование:музыка (звуки природы), музыкальный центр, спортивные маты (ковер).

Детям предлагается расположиться как можно удобнее, так чтобы никого не стеснять, не мешать (можно лечь, можно сидеть, как удобно детям). Затем дается инструкция:
«Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по лесу. Все вы наверняка были в лесу и не раз. Ведь так? Уже настало лето, все деревья распустили листочки и теперь гулять в лесу очень интересно. Итак, вы можете закрыть глаза, и мы отправляемся…»
Затем, медленно, под музыку читается текст:
«Вы попали на поляну около леса… посмотрите вокруг… что вы видите?.. что слышите?..
С разных сторон доносятся приятные звуки пения птиц… Вы садитесь на зеленую, свежую, еще покрытую росой травку… рядом цветут цветы… Ромашки, одуванчики, незабудки… Изредка, к ним подлетают пчелы, чтобы собрать нектар… в воздухе парят бабочки… посмотрите, какие они красивые…
Из леса доносится пение птиц…а что же там, в глубине леса?..
Вы встаете и решаете пройти в сам лес… где - то в траве вы заметили еле приметную дорожку, ведущую в лес…вы идете по ней. Ступая н осторожно, боясь раздавить муравьев, бегающих под ногами вы все больше приближаетесь к лесу… посмотрите по сторонам, что вы видите? Может вы видите, пасущиеся недалеко от вас коровы жуют ярко зеленую траву… а присмотревшись, вы можете увидеть как пчелка, снимает нектар с цветка…она то садится на цветок, то неожиданно взлетает… Вы идете дальше...
На полянке, не далеко от вас вороны собирают жучков…
Пение птиц усиливается…и вы оказываетесь в самом лесу…Послушаете как звонко щебечут птицы… рядом с вами пчелы опыляют цветы…в лесу так спокойно что вы слышите жужжание их крыльев… вы продвигаетесь все дальше в лес…
Остановитесь на мгновение… (9 -12 минута мелодии) посмотрите по сторонам…поднимите голову к небу… Оно еле видно из-за густых крон деревьев…внезапно вы услышали совсем неподалеку шум воды… вы прибавили шаг и вышли прямо к реке…она шумела так сильно, что немного приглушала пение птиц… подойдите к реке… опустите руки в воду… Что вы чувствуете? Вода холодная или теплая?.. присядьте на камень у воды…
(18.10) посидев у воды вы решили вернуться в лес… уходя от реки, ее шум постепенно стихал, и вновь слышалось пение птиц.Побродите по лесу… (на протяжении 10 минут речь ведущего отсутствует.Детям предоставляется возможность пофантазировать самостоятельно).
Игры на сплочение.
1. «Скала»
Все участники группы встают в прямую линию. Ведущий говорит о том, что все мы сейчас являемся мощной, непоколебимой скалой.
Для того чтобы почувствовать себя скалой, необходимо очень плотно встать друг к другу (участники могут обняться за талию). После того,как группа стала действительно скалой, по ней начинают движение альпинисты. Альпинистами выступают сами участники группы. Первый, кто стоит в линии. Начинает двигаться АО скале. Его задача не сорваться, крепко держаться за скалу. После того как первый участник пошел, начинают двигаться остальные участники. Ведущий должен следить, чтобы правила не нарушались и на скале не было больше трех альпинистов.
2. «Узелки»
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей.
Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг
3. «Электрическая цепь»
Участники становятся в круг. Им предлагается взяться за руки. Сжатие руки – сигнал. Который необходимо передать по кругу. Сигнал подает ведущий, он же должен и завершить, принять сигнал обратно. Сигнал может подаваться в одну сторону. Так и в обе одновременно; может подаваться одним сжатием руки, а может несколькими (в одну сторону одно сжатие, в другую 2). Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет выполняться за максимально короткое время.
4. «Переправа»
Понадобятся стулья для каждого участника (газетный листок для каждого, так более безопасно).
Если используются стулья, то их необходимо поставить в тесный круг, сидениями внутрь.
Задание: Вы группа путешественников, вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, только если будите помогать друг другу и заботиться о товарищах.
В ходе переправы запрещено толкаться, быть эгоистом. Не считаться с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать место. Поддерживать советом и делом – все это не просто разрешено, но желательно…
Вам придется подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке) время от времени я буду убирать из круга стулья, что усложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Я подчеркиваю: по три человека на одном стуле! Когда все тройки будут готовы. Я начну обратный счет с числа 10 и, дойдя до 0, буду рада поздравить вас с победой и успешным прохождением маршрута! Те же, кто в ходе перехода упал или коснулся ногой пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе, без потерь.
5. «Коллективный счет»
Эта широко известная детская игра пользуется большой популярностью среди участников тренингов. Может иметь статус диагностической процедуры, фиксирующей, насколько в данный момент высок уровень взаимной чувствительности членов группы.
Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга.
Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок, при этом должны выполняться три условия:
- во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);
- во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
- в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начать с единицы.
Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе.
В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.
6. «Ужасный секрет»
Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!». Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!».
В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлебы вымазывать остатки подливы».
Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас…».
Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая стадия игры заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно круг.
Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один говорит, что он узнал, что «мы храпим», что «мы грызем ногти», другой вспомнит, что «мы любим поспать» и т.д., пока все секреты не будут припомнены.
А затем всем участникам игры можно предложить произнести хором «И мы об этом никогда никому не скажем!»
7. «Бурундуки»
Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
8. «Квадрат»
Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее. Можно даже заранее очертить квадрат, в котором они должны поместиться.
Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь увеличить занимаемую им площадь, например:
- Квадрат пошел влево – квадрат идет влево.
- Квадрат садится – квадрат с криками и воплями пытается сесть.
- Квадрат прыгает – квадрат с менее интенсивным шумом прыгает.
И так далее….
Упражнение «Королевство внутреннего мира».
Понадобится средство для воспроизведения музыки. Релаксационная композиция, краски, кисти, листы для рисования.
3. Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с фантастическими образами, и просит сесть поудобней. При желании можно закрыть глаза. Требовать закрывать глаза при проведении медитаций-визуализаций, совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. В кроме того, у некоторых участников закрывание глаз вызывает повышение тревоги.
4. Ведущий: «В каждом из нас есть особый мир – уникальный, непохожий на другие миры. Его можно представить как волшебное Королевство, раскинувшееся на огромной и разнообразной по ландшафту территории. В этом Королевстве есть высокие неприступные горы, зеленые долины и густые леса, есть глубокие моря, наполненные скрытой от глаз жизнью, и луга, изобильно усеянные необычайными цветами, есть степи и пустыни, есть бурные реки и чистые озера. И, конечно, на территории каждого из наших Королевств внутреннего мира есть города и поселки. В которых живут удивительные создания – не только люди, но и другие существа, умные и глупые, злые и добрые. Среди жителей Королевства внутреннего мира можно встретить ремесленников и ученых, волшебников и шутов, воинов и земледельцев. Есть т властитель этого Королевства, управляющий разношерстным населением и живущий в великолепном дворце. Есть преданные слуги властителя и существа, спрятавшиеся далеко от его зоркого ока и не желающие ему подчиняться.
Разные события происходят в нашем Королевстве внутреннего мира – радостные и грустные. Порой веселые, порой трагичные. Ни на минуту не утихает жизнь на территории Королевства. Даже когда властитель отдыхает, его вечный оппонент и претендент на трон пытается оказать влияние на жизнь Королевства.
Границы нашего Королевства внутреннего мира не являются четко обозначенными, они могут сужаться и расширяться. Иногда наше Королевство начинает враждовать с соседними королевствами и даже вступать в вооруженные конфликты. И как всякие войны, такие конфликты приносят только бедствия и трудности жителям Королевства.
Каждый из нас – задумывается он об этом или нет – хочет, чтобы его Королевство внутреннего мира процветало и развивалось, чтобы поменьше ссор и конфликтов было на границах Королевства и внутри него. Каждый из нас желает своему Королевству гармонии и радости. Нам надо помнить, что во многом это зависит от нас самих…»
Затем происходит рисование участниками своего Королевства внутреннего мира и обсуждение рисунков. Однако упражнение не завершается обсуждением, а имеет продолжение.
Ведущий: «На некоторых ваших рисунках присутствуют различные существа, на других изображений живых существ нет. Я прошу вас подумать, кто из таких созданий мог бы оказаться среди жителей вашего Королевства внутреннего мира. Пожалуйста, нарисуйте (или найдите среди уже нарисованных) одно существо, которое отражало бы какой-либо положительный аспект, какую-либо позитивную сторону вашего внутреннего мира. Придумайте названия каждому из этих существ».
После того как задание выполнено, ведущий просит всех участников назвать тех позитивных и негативных существ, изображения которых появились на рисунках Королевств.
Дальнейшую работу можно организовать по-разному. В зависимости от количества участников. Если число участников невелико (до 6 человек), то предлагается сочинить общую сказку,в которой действовали бы только что придуманные персонажи. При этом не обязательно включать в сказку двух персонажей от каждого. Участник может предложить одного – либо позитивного, либо негативного. Если группа многочисленна, то можно разбить ее на подгруппы по 5-6 человек и предложить не просто сочинить сказку, но инсценировать ее. Время на работу не менее 30 минут.
После того как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои мини-спектакли, организуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:
- какие образы родились у вас во время фантазирования на тему «Королевство внутреннего мира»?
- что неожиданного вы увидели в своем Королевстве?
- можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа, которые отражали негативные и позитивные аспекты вашего внутреннего мира?
- как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
- трудно ли вам было объединить своих существ из Королевства внутреннего мира в едином сюжете сказки?
- как вы справились с этими трудностями?
- какие чувства вы сейчас переживаете?
- что бы вы хотели сделать с этими существами? Если желание явное и сильное – сделайте это!
- какие ощущения испытываете сейчас?

Упражнение «Мое имя»
Цель: осознание собственной значимости, способствование более глубокому самопознанию.
Понадобятся кисти, краски, гуашь, карандаши и т.п., все, что позволяет рисовать.
1. Участникам предлагается задание нарисовать свое имя, как они себе его представляют, рисунок может быть насыщен любыми изображениями, с которыми ассоциируются собственное имя.
2. После того. Как все дети закончили свои рисунки, они собираются вкруг на обсуждение.
3. Каждый ребенок (по желанию) демонстрирует свой рисунок и рассказывает о своем имени, о том, что он хотел нарисовать.
4. Ведущий должен активизировать работу участников группы, создавать условия для того, чтобы дети активно задавали вопросы по рисункам. Давали свои ассоциации на рисунок участника.
5. Ведущий предупреждает, что участник может принимать, а может не принимать высказывания группы.
«Путешествие в Тилимилитрямдию»
Цель: Создание условий для формирования и развития познавательного интереса.
Задачи: 1) Создание благоприятного микроклимата;
2) Содействие в формировании умения работать в коллективе;
3) Способствование развитию познавательного интереса.
Форма: Игра
Продолжительность: 30 минут
Оборудование: Карточки с рисунками.
План занятия:
1) Приветсвие.
2) Разминка
3) Конкурсная программа:
3.1. Упражнение «Геометрические фигуры»
3.2. Игра «Развиваем наблюдательность»
3.3. Игра «Путаница»
3.4. Разминка (физминутка)
3.5. «Кораблик»
3.6. «Гусеница»
3.7. «Разрезанные изображения»
3.8. «Найди букву»
4) Завершающий этап (Подведение итогов, награждение)
Ход занятия:
1.Приветствие.
Цель: создание атмосферы доверия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня, я предлагаю вам посетить волшебную страну Тилимилитрямдию. Добираться мы будем на паровозиках, поэтому нам нужно распределиться, кто в каком поезде поедет. На столе лежат билетики. Каждому нужно подойти, взять билет и сесть в свой паровозик. Каждый паровозик придумывает свое название и выбирает капитана-машиниста.
А теперь давайте представимся: нужно сказать название паровозика, представить машиниста и каждого пассажира. Для этого нужно сказать свое имя и то, что вы любите делать. Например, я Анастасия Сергеевна и я очень люблю рисовать.
2.Разминка
Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке
Итак, все пассажиры на местах, мы отправляемся. Для того чтобы завести наши паровозики мы поиграем в игру под названием «Поймай звук ладошками».
Инструкция для детей: Хлопните в ладоши, когда услышите в слове звук Ш (шар, сыр, мышь, плащ, шуба, щука, мишка, миска, шум, тигр, шаг, шанс, мыло, утро, страус, шутка, штраф…).
И вот, мы уже в пути. На протяжении всей дороги вы, как пассажиры каждого паровозика, будите выполнять задания, за которые будут даваться баллы. А какой паровозик придет первый в Тилимилитрямдию, мы узнаем, подсчитав количество полученных очков.
3. Основной этап
3.1.Упражнение "Геометрические фигуры"
Цель: развитие восприятия формы предметов.
Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур.
Инструкция для детей: определите и запишите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.
3.2. Игра "Развиваем наблюдательность"
Цель: развитие внимания.
Инструкция для детей: в течение 5 минут запишите как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: предметы красного цвета, круглые предметы и предметы, начинающиеся на букву К. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.
3.3. Игра «Путаница»
Цель: развитие памяти, слухового восприятия
Инструкция для детей: Исправьте ошибку в стихотворении.
Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня) ____________
Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
"Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду". (Бычок) ____________
Зайку бросила лентяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (Хозяйка) ____________
Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старуха) ____________
Плутовка к дереву
На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит... (Ворона) ____________
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью конь ученый
Все ходит по цепи кругом. (Кот)
3.4. Разминка (физминутка)
Цель: снятие напряжения
Ведущий: А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Мне нужно по одному пассажиру из каждого паровозика, которые проведут физ.минутку.
3.5. Упражнение «Кораблик»
Цель: развитие цветовосприятия.
Оборудование: карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно – красный, красный, светло – красный). Инструкция для детей: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому».
3.6 Упражнение «Гусеница»
Цель: развитие цветовосприятия.
Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности.
Инструкция для детей: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному.
3.7. «Разрезанные изображения»
Цель: развить умение составления целого из части
Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.).
Инструкция для детей: соберите из этих частей целые изображения.
3.8. Конкурс капитанов-машинистов «Найди букву»
Цель: развитие зрительного восприятия, концентрации внимания.
Капитанам нужно в тексте одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н.
Пока капитаны выполняют задание, команды решают ребусы.
4.Завершающий этап.
Цель: Подведение итогов, подсчет баллов.
Паровозик, набравший большее количество очков, прибывает в Тилимилитрямдию.
«Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы узнали что-нибудь новое? А что вам больше всего понравилось?»
«Что такое хорошо, а что такое плохо?»
Цель: знакомство детей с понятиями «хорошо» и «плохо».
Задачи:
1. Дать характеристику понятию «хорошо».
2. Дать характеристику понятию «плохо».
3. Выделить основные моменты хорошего и плохого поведения.
4. Создать условия для закрепления полученной информации.
Оборудование: мультимедийная презентация.
План занятия:
1. Приветствие. Освещение основных вопросов занятия.
2. Основная часть.
3. Упражнение «Что бы сделал Я?..»
4. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Приветствие. Разминка «Карлики – великаны».
Инструкция «Я буду говорить и показывать вам действия, ваша задача внимательно смотреть и делать все наоборот, то есть, например, я сажусь, а вы… правильно, должны остаться стоять. Итак, смотрим…»
2. Основная часть.
Сегодня у нас занятие на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». На занятии мы поговорим о хороших и плохих поступках людей, а еще нас ждут увлекательные задания. Готовы?
Предлагаю поиграть в игру «Вежливые слова»
a) Проводится словесная игра «Вежливые слова».
1) Назовите все формы приветствий, какие вы знаете?
Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
2) Теперь скажите мне все формы благодарности.
Дети: Спасибо, большое спасибо, благодарю.
3) А, сможете ли вы вспомнить формы пожеланий?
Дети: Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
4) А какие мы знаем формы извинений?
Дети: Простите, извините, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня извинить.
5) А когда нам надо что-то попросить, как мы это делаем? Назовите мне формы просьбы.
Дети: Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
6) И наконец, скажите мне все способы прощания.
Дети: До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока.
b) А сейчас я предлагаю вам поговорить о таких словах как хорошо и плохо. Кто знает, что значит «хорошо» и «плохо» (дети высказываются).
Кто из вас может объяснить, что значит быть хорошим?
Дети: Это значит, быть внимательным к людям; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное, а также говорить вежливые слова.
Скажите, чтобы быть хорошим человеком, достаточно ли только знать вежливые слова?
Правильно, ребята. Быть хорошим человеком – это не только говорить вежливые слова, но и стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям в трудную минуту, быть добрым и справедливым. А вы знаете какое нибудь стихотворение про хорошо и плохо?
с) Зачитывается стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?-
У меня секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого ответ
помещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвет,
если град загрохал,-
каждый знает - это вот
для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это - очень хорошо
и большим и детям.
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице,-
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку.
Этот вот кричит: - Не трожь
тех, кто меньше ростом!-
Этот мальчик так хорош,
загляденье просто!
Если ты порвал подряд
книжицу и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик.
От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.
Этот, хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится.
Этот в грязь полез и рад,
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
вырастет из сына cвин,
если сын - свиненок,
Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду делать хорошо,
и не буду - плохо".

d) Упражнение «Кто прав?». Учащимся предлагаются ситуации, где нужно определить кто виноват, и кто как поступил, плохо или хорошо.
1. Рефлексия.
На этом наше с вами занятие подходит к концу. Вы все сегодня были молодцы. Давайте же вспомним, о чем мы с вами говорили на этом занятии (дети высказываются).
А теперь поднимите руку те, кому понравилось занятие.
Спасибо всем. До свидания.

Игра «Подарим друг другу сердца».
Цели игры:
- знакомство участников друг с другом;
- сплочение группы;
- способствование развитию коммуникативных способностей;
- способствование развитию долговременной памяти детей;
- способствование повышению уровня культурного воспитания детей.
Для игры необходимо рассадить всех участников в круг на стулья.
Для начала проводится приветствие ведущего (психолога) с участниками и дается первая общая инструкция по игре: «Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами будем играть в одну интересную игру «Подарим друг другу сердца». В этой игре очень важно, чтобы каждый участник игры внимательно следил за ходом игры, слушал всех и не шумел. Это нужно для того, чтобы вы могли запомнить, кого как зовут и у кого какой любимый цвет (любимое число – для математического отряда). Поэтому старайтесь запоминать имена и любимые цвета (числа) каждого участника. Потом мы проверим, как вы хорошо все запомнили. Сейчас мы по кругу будем передавать друг другу мячик. Как только вы получаете в руки мячик – назовите свое имя и любимый цвет (для математического отряда – имя и любимое число). И я вам выдам вот такое сердце, на котором будет написано ваше имя и ваш любимые цвет (любимое число). Как только вы получите сердце в руки – передаете мячик следующему участнику».
После того, как все участники получили свои сердца, ведущий идет по кругу и собирает все сердца в шляпу или коробочку. Затем перемешивает сердца в шляпе или коробке и дает следующую инструкцию: «Ребята, сейчас каждый получит свое сердце в подарок от какого-то из участников. От кого он получит подарок, будет зависеть от того, кто вытащит из шляпы/коробки его сердце. Ребята, скажите, а когда мы дарим подарки друг другу, как мы должны себя вести, как мы должны дарить подарки? Обязательно мы должны улыбаться, дарить подарок дружелюбно, аккуратно давать подарок в руки. Скажите ребята, а когда мы получаем подарок, что мы должны обязательно сделать? Мы должный улыбнуться и поблагодарить. Вот сейчас мы с вами будет и дарить, и получать подарок (сердце). Каждый берет по одному сердцу, читает, кому оно принадлежит, вспоминает, кому оно принадлежит и дарит его этому человеку. Начинаем!»
В тайне от ребят в шляпе/коробке лежит сердце с именем психолога и его любимым цветом (числом). Когда данное сердце попадается участнику, психолог обращается ко всем ребятам: «Ребята, помогите участнику найти владельца данного сердечка!» Когда все понимают, что это сердечко ведущего, то ведущий говорит: «Вот, ребята, и я тоже получила в подарок свое сердце, мне очень приятно его получить от «Х»».
После того, как все подарят по одному сердцу, ведущий спрашивает: «Ребята, скажите, все ли получили свое сердце?»
Далее ведущий: «Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо запомнили - кому какое сердце принадлежит. Но встречались такие ребята, имена которых вы еще плохо запомнили. Поэтому давайте сейчас снова каждый скажет свое имя и свой любимый цвет (число) и при этом покажет всем свое сердечко».
После того, как все снова скажут о себе, ведущий говорит: «Ребята, теперь давайте с Вами соберем ваши сердца снова в шляпу/коробочку и в следующий раз посмотрим, как хорошо вы уже друг друга знаете и как хорошо вы помните, какой у кого любимы цвет (число)».
Если в игре называется имя и любимый цвет, то к самой первой инструкции еще добавляется: «Ребята, вот мы будем называть свои имена и свой любимый цвет. Скажите, а какие вы знаете цвета?» Перечисляются цвета. Психолог: «Ребята, вот смотрите, сколько мы знаем много разных цветов. И красный, и желты, и синий, и зеленый, и... Скажите мне ребята, а среди этих цветов есть плохие и хорошие? На самом деле, плохих или хороших цветов не бывает. Каждый цвет по-своему хорош, просто кому-то он может нравиться, а кому-то – нет. И если Вам не нравится какой-то цвет, то это не значит, что он плохой. Договорились?»
В конце игры ведущий спрашивает: «Ребята, скажите понравилось ли вам играть? Мне очень понравилось с вами играть! Скажи мне пожалуйста еще вот что: что в из сегодняшней игры мы с вами должны запомнить? Что когда мы дарим подарки, нужно улыбаться, дарить подарок дружелюбно, аккуратно передавая его в руки того человека, кому мы этот подарок дарим. А когда мы получаем подарок, независимо от того, нравится нам этот подарок или нет, мы должны улыбнуться и сказать спасибо. Еще мы должны запомнить, что плохих или хороших цветов не бывает. Просто кому-то нравятся одни цвета, а другим – другие цвета».
Упражнение «Снова подарим друг другу сердца»
Цели игры:
- способствовать улучшению знакомства;
- способствовать развитию долговременной памяти,
- установление положительной эмоциональной атмосферы в группе.
Перед тем, как начать игру, проигрывает часть игры с прошлого занятия: дарим друг другу сердца. Для этого каждый берет из коробки по одному сердцу и дарит его тому, кому оно принадлежит. Тем самым мы проверяет долговременную память, закрепляем знакомство и сплочение группы, закрепляем полученные с прошлого занятия навыки коммуникации и культурного воспитания. После того, как все получили по своему сердцу, ведущий спрашивает: «Все ли получили свое сердце? Есть ли такие дети, которые не были на прошлом занятии?» Если есть такие дети, то они называют свои имена и любимый цвет (число). Группу просим хором повторить имя и любимый цвет (число), ведущий дарит им их сердца. Затем снова все сердца собираются в коробку, чтобы на следующем занятии снова проделать данное упражнение.
Игра «Угадай Эмоцию»
Цели игры:
- научить детей распознавать эмоции;
- научить детей правильно выражать свои эмоции;
- разрядить нервно-психическое напряжение;
- способствовать установлению положительной эмоциональной атмосферы в группе.
Дети садятся в круг. Ведущий дает инструкцию: «Дети, сегодня мы с Вами поиграем в такую увлекательную игру, которая называется «Угадай эмоцию». Но прежде чем начинать в нее играть, давайте мы с Вами обсудим, а что же такое эмоция? На самом деле, эмоция – это реакция (какое-то действие) нашего организма на какое-нибудь событие в нашей жизни, на какую-либо ситуацию. Ну, например, давайте подумаем, какие реакции, или какие эмоции вообще существуют (бывают)? Правильно: смех, веселье, счастье, спокойствие, гнев, раздражительность, злость, недовольство, удивление, стыд, спокойствие, страх, испуг, ужас, усталость, обида, разочарование, сомнение. Ребята, а вы умеете понять по тому, как человек реагирует, какую он испытывает эмоцию? Вот сейчас я вам буду показывать карточки. На каждой карточке изображена какая-то эмоция. Вот попробуйте угадать, что это за эмоция».
Показываются карточки с эмоциями.
Далее ведущий говорит: «Ребята, вот мы с Вами сейчас постарались выучить некоторые эмоции, учились их распознавать. Но на самом деле еще очень важно не только уметь распознавать эмоции, но и самому правильно их выражать! Это нам нужно для того, что бы окружающие могли правильно нас понимать. Ну, например, если вы обиделись, а показываете эмоцию страха, то человек может неправильно вас понять. Вот сейчас мы с вам будем играть в игру «Угадай эмоцию», но уже по-другому. Каждый тянет карточку с эмоцией, смотрит, какая это эмоция и старается ее изобразить на себе. А другие должны угадать, что это за эмоция».
Если у детей не получается правильно изображать эмоцию, то просим детей помочь участнику изобразить эмоцию. Просим кого-нибудь показать требуемую эмоцию на себе.
Упражнение «Комплименты»
Цели игры:
- способствовать установлению положительной эмоциональной атмосферы в группе;
- способствовать повышению уровня самооценки детей;
- повысить уровень нравственного и культурного воспитания детей.
Для начала дается инструкция участникам: «Ребята, сейчас мы поиграем в такую игру, которая называется «Комплименты». Для начала давайте с вами обсудим, а что такое комплимент? Правильно, комплимент – это какие-то хорошие слова о человеке, которому ты эти слова говоришь. Вот сейчас мы будем передавать по кругу мячик. Тот, у кого в руках будет мяч, должен сказать своему соседу справа (где у нас правая сторона?) какой-нибудь комплимент. Ребята, скажите, а тот, кто получает комплимент, что должен сделать говорящему? Правильно, поблагодарить, сказать спасибо. И еще давайте договоримся, что когда мы говорим комплимент, мы смотрим на человека, лучше ему в глаза. Тогда комплимент будет еще искреннее. Договорились? Давайте начнем!»
Упражнение выполняется в кругу. По кругу передается мячик. Тот участник, который получает мячик, должен сказать соседу справа какой-нибудь комплимент. Затем ведущий просит снова передавать по кругу мячик и уже говорить комплименты соседу слева. Получается, что каждый участник получит по два комплимента, и один из них будет взаимным. После упражнения ведущий просит желающих рассказать, что он чувствовал, когда он сам говорил комплименты и когда слышал комплимент в свой адрес. После этого ведущий говорит: «Ребята, вот смотрите, на самом деле нам все нравится слушать комплименты, даже если мы очень стесняемся, правда? А вот говорить комплименты некоторым тяжело. Но, главное, тренироваться, не стеснятся говорить друг другу что-то хорошее! Ребята, а Вы знаете, что такое «бумеранг»? Да, это предмет, когда его кидаешь – он возвращается к тебе обратно. Так вот помните, ребята, что сегодня мы запустили с Вами свой бумеранг: все хорошее, что вы скажете с сегодняшнего дня – обязательно к вам вернется»
Игра «Браво»
Цели игры:
- способствовать повышению самооценки каждого ребенка;
- дать каждому ребенку возможность побыть в центре внимания;
- повысить уровень нравственного и культурного воспитания детей.
Ведущий дает инструкцию: «Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто из вас когда-нибудь и где-нибудь выступал? Скажите теперь те, кто никогда нигде не вступал, хотели бы вы когда-нибудь побыть артистом? Вот сегодня мы с вами будем выступать. Давайте сначала попросим тех ребят, которые хотят выступить сами».
Тех, кто желает выступить, ведущий по одному ставит на стул и говорит остальным ребятам: «Вот, смотрите, какой у нас смелый артист, сам вызвался выступать. Но, перед тем, как он начнет свое выступление, давайте все скажем ему что-нибудь хорошее, можно комплимент. А теперь просим вступить артиста (можно показывать, что угодно: петь, читать стихотворение, акробатический номер, и т.д.) Ребята, наш артист выступил, и он заслуживает бурных аплодисментов!!!»
В конце занятия ведущий говорит всем участникам слова благодарности, хвалит их за участие в играх, за их артистизм, активность.
Игра «Светофор»
Цели игры:
- способствовать развитию внимания детей;
- развивать умение кооперироваться;
- повысить уровень нравственного и культурного воспитания детей;
- развивать умение следовать инструкции.
Методика:
Все сидят в кругу или в несколько рядов. Ведущий (психолог) находится немного впереди группы, чтобы каждый из участников мог его видеть. Психолог показывает три светофора (на каждом выделен один цвет: зеленый, желтый и красный соответственно). Психолог просит детей назвать предмет, для чего он нам нужен, затем, что означает каждый цвет. Затем психолог спрашивает, все ли люди могут увидеть светофор? Кто не может его увидеть? Правильно, слабовидящие и слепые люди. Затем психолог говорит детям, что каждый из них сейчас будет «живым светофором»: когда психолог будет показывать зеленый цвет – все хлопают в ладоши, когда желтый цвет – все топают, а когда красный цвет – все кричат «СТОП!». Тот, кто ошибется – прячет руку за спину, второй раз ошибется – прячет вторую руку за спину.
Начинается игра. Психолог следит за тем, кто сам по честному прячет свои руки (следит за своими ошибками). Можно играть 2-4 минуты. Затем психолог говорит о том, что не все светофорчики смогли бы помочь слабозрячим пешеходам. Но есть такие честные светофорчики, которые признавали свои ошибки. За их честность мы дадим возможность каждому из них побыть в роли ведущего.
Игра «Коленочки»
Цель игры:
- способствовать развитию внимания детей;
- развивать умение следовать инструкции.
Методика:
Все участники сидят в кругу, поближе друг к другу. Игра проходит в два этапа. Сначала психолог просит каждого положить свои руки на свои колени. Правила игры: нужно хлопнуть по своей коленке. Только хлопать нужно в определенном порядке. Важно, чтобы коленки по кругу «прохлопывались» по очереди. Кто ошибется – прячет руку за спину. Второй этап игры – на усложнение. Психолог просит каждого поднять правую руку (смотрит, чтобы все правильно подняли правую руку) и просит положить ее на левую коленку своего соседа справа. Затем просит левую руку положить на правую коленку своего соседа слева. Дальше все должны по очереди хлопать (не сильно) рукой по коленке (по кругу). Главное, чтобы каждую коленку хлопнули в свою очередь. Тот, кто ошибается – должен спрятать свою руку за спину. В зависимости от количества участников можно играть 3-5 кругов или до тех пор, пока не останется один человек с двумя руками на коленках. (Как правило, дети теряют интерес, когда в игре только 2-3 человека, а 10-15 ждут, когда и кто из них собьется. Поэтому я обычно делаю 3-4 круга). С каждым кругом нужно увеличивать скорость. Психолог при этом говорит: «Быстрее, быстрее!».
Игра «Друг к дружке»
Цель: обеспечить возможность контакта и взаимодействия всех детей друг с другом.
Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Будьте внимательны, когда я крикну: «Друг к дружке!» вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и дотрагиваться друг к другу теми частями тела, которые я буду называть. Итак, «Друг к дружке! Пятка к пятке!»
- правая рука к правой руке!
- нос к носу!
- спина к спине!
- ухо к уху!
- бедро к бедру
Рефлексия: Каждый по кругу отвечает на вопросы: что понравилось на занятии, что нет? Какое у него настроение?
Просмотров: 4340 | Добавил: my-cro | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Информер

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Друзья сайта

Информер