Олимпиада школьников по литературе
23:15

Требования по проведению  муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2013-2014 учебном году. Обратите внимание на то, что в этом году претерпевает изменения структура заключительного этапа и критерии оценки работ. Поэтому уже в требованиях для муниципального этапа, который, особенно в старших классах, рассматривается как ступенька к этапу заключительному, мы будем эти изменения комментировать.
Заключительный этап олимпиады будет проводиться в три тура, а школьный, муниципальный и региональный этапы – в один тур. Поэтому ученикам на этих этапах будут предлагаться комплексные задания, содержащие в себе элементы двух первых туров заключительного этапа. Заключительный этап включает вся себя задания аналитического характера (комплексный анализ текста) – 1 тур, творческого  (2 тур) и  устного (3 тур), участникам предлагаются три темы на выбор, и на одну из них готовится публичное выступление.
1. Порядок  проведения  муниципального этапа олимпиады
1.1. В муниципальном этапе  могут быть участвовать школьники 5-ти параллелей: 7-8, 9, 10, 11 классы. 
1.2. Проводится в один тур (один день).
1.3.Ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения – 3 астрономических часов. (Максимальный балл за оба задания – 50).
1.4. Участникам 9-11 классов олимпиады придется выполнять два типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое. Время на выполнения комплексного анализа текста 3,5 астрономических часа, (максимальный балл – 70) и творческого задания  – 1,5 астрономических часа (максимальный балл – 30).  
Общее время на выполнения заданий 5 астрономических часов. (Максимальный балл за работу – 100 баллов). 
2.Процедура  оценивания  выполненных  заданий
2.1. Критерии оценки работ учащихся 7-8 классов
Ученикам 7-8-х классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы. 
Критерии оценивания 1-го и 2-го творческих заданий:
- цельность, стройность работы. Максимально 5 баллов.
- понимание поставленных в задании вопросов и умение работать в предложенном направлении. Максимально 5 баллов.
- адекватность и точность выбора средств для выражения собственной мысли. Максимально 5 баллов.
- точность, тонкость и свежесть наблюдений, умение приводить для доказательства текст произведения, убедительность суждений, умение аргументировать мысль. Максимально 5 баллов.
- богатство словаря ученика и разнообразие синтаксических конструкций. Максимально  5 баллов.
В любом случае при проверке работ стоит не забывать о здравом смысле и в
спорных ситуациях вспоминать о живом олимпиадном духе, а не о мертвой букве инструкций. 
Количество баллов  – 25 (за каждое задание).
Максимальный балл за оба задания – 50.
2.2. Критерии оценки аналитического задания (анализ эпического произведения) учащихся 9-11 классов
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четверка», пятая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе. Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть
смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 15 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок - «зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов. Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.
Обязательно оцениваются:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 25 баллов. Шкала оценок: 10 – 15 – 20 – 25
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.
Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 5 – 10 – 15 – 20
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10
4. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных
ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 1 – 2 – 3 – 5
Дополнительно оценивается:
5. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных для проверяющего. Примечание 1: в случае отсутствия в работе оригинальных наблюдений по этому критерию балл не выставляется. Критерий назван «дополнительным» потому, что оценивает такой аспект работы, наличие которого нельзя вменить в обязанность, но который тем не менее часто в работах присутствует и требует оснований для поощрения. Примечание 2: при выставлении баллов по этому критерию желательна мини-рецензия проверяющего или такая система
обозначений/подчеркиваний в тексте, которая позволила бы ученику при просмотре работы сразу увидеть те оригинальные наблюдения, которые принесли ему баллы. Эти наблюдения будет удобно выбрать из работ и опубликовать.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10
Итого: максимальный балл – 70
2.3. Критерии оценки творческого задания для учащихся  9-11 классов:
1.Уместность и корректность употребления приведенных в задании слов (словосочетаний) – по 1 баллу за слово (словосочетание).  Максимально 
10 баллов.
2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста. Максимально 5 баллов.
3. Знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом и умение ориентироваться в них. Максимально 5 баллов.
4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций. Максимально 5 баллов.
5. Оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, неожиданность ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета», стилистическая свежесть и т.п.) Максимально 5 баллов.
Итого: максимальный балл – 30 баллов
 Рейтинговая таблица результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
Категория: Всероссийская олимпиада школьников | Просмотров: 2193 | Добавил: my-cro | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0