Единый Всекубанский классный час «Главное слово на любом языке», посвященному Дню матери.
12:14
Внимание! Единый Всекубанский классный час 23 ноября 2012 года. С методическими рекомендациями по подготовке к классному часу «Главное слово на любом языке», посвященному Дню матери можно ознакомиться на сайте ККИДППО http://idppo.kubannet.ru/ru/recommend/15111209.html Методические рекомендации Мама…Что может быть ближе этого слова для ребенка? Ведь она дала ему жизнь и любит его так, как может любить только одна женщина. Это она бессонными ночами качала колыбель, тихо напевая знакомую мелодию. Именно, в благодарность за эту верную материнскую любовь люди в один из дней чествуют своих матерей и называют этот праздничный день Днем матери. Разные государства установили для празднования этого замечательного праздника различные официальные даты. Но это не мешает людям от души поздравлять в этот день не только женщин, у которых есть дети, но и будущих мам. В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября. В этом году – это 25 ноября. В рамках празднования Дня матери 23 ноября 2012 года во всех кубанских школах проводится единый Всекубанский классный час «Главное слово на любом языке». Тема классного часа позволит раскрыть общие качества матерей разных народов – любовь к своим детям, заботу о них, желание видеть их здоровыми и счастливыми. Каждая мать хочет видеть в своем ребенке идеального человека. А, как известно идеалы основаны на тех национальных традициях, которыми живет тот или иной народ. Единый Всекубанский классный час направлен на ознакомление учащихся с важнейшей семейной традицией народов, населяющих Кубань - почитание матери, с её особым местом в жизни каждого человека и осознание морального долга каждого человека – беречь ту, которая дала жизнь и воспитала. Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены через: • единое начало классного часа (стихотворение «Мама» Р. Гамзатова); • единую структуру классного часа; • единообразный итог классного часа, выраженный в организации практической деятельности школьников – написание учащимися Кодекса заботы о матери (для основной и старшей школы), Правил заботы о матери (для начальной школы). Оборудованием классного часа могут служить: • фотографии матерей учащихся; • изображение матерей в национальных костюмах; • изображения матерей в произведениях художников; • выставки творческих работ учащихся, выполненных совместно с мамами; • выставка литературы по теме классного часа. Рекомендуется организовать встречи с Почётными гражданами – матерями, получившими признание за материнство, добрые дела. На встречах провести их чествование, как знак благодарности им. Приветствуется проведение тематических фотовыставок, выставок женского рукоделия, работ известных мастериц, выставок «Сладкий стол моей мамы». Продуктивными окажутся опережающие задания. Учащимся младших классов можно предложить подготовить рисунки, фотомонтажи, коллажи о маме; составить устный рассказ по теме «Берегите маму!», или выучить стихи о маме, бабушке. В средней и старшей школе предпочтительнее использовать технологию работы в группах для выполнения заданий поискового характера. При проведении единого Всекубанского классного часа важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности школьников. В начальной школе (1-4 классы) основой организации классных часов должен стать личностно-ориентированный подход. Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения классного часа создать эмоционально комфортные для школьников условия. Основными формами проведения классного часа могут быть: рассказ, беседа, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра. В основной школе (5-9 классы) единый классный час может в равной мере решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. Его цель – расширить и закрепить знания ребят о традициях доброго отношения и почитания матери народов, населяющих Кубань. При проведении Всекубанского классного часа целесообразно использовать активные методы и приемы: игровые приёмы, проблемные вопросы, познавательные задачи, практико-ориентированные ситуации и т.п. Предлагаются разнообразные формы проведения классного часа: рассказ, беседа, заочная экскурсия, викторина, игра-путешествие, интеллектуальная игра и др. Выбор указанных форм определяется, в первую очередь, поставленными целями, а также возрастом учащихся, уровнем их способностей, опытом классного руководителя, особенностями педагогического пространства. В старших классах (10-11 классы) методика работы классного руководителя имеет свои особенности. Учитель настраивает старшеклассников на более глубокое понимание традиционного почитания матери, привлекает внимание к различиям в традициях, но к единству в отношениях к матери. Могут быть выбраны такие формы как дискуссия, диспут, круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. Структурно классный час может состоять из трех частей: Первая часть классного часа начинается стихотворением Р. Гамзатова «Мама» на фоне слайд-шоу фотографий матерей учащихся класса, таким образом, обозначая содержание предстоящего разговора. Затем классный руководитель раскрывает понятия «материнская любовь», «сыновний долг». Рассматривается взаимосвязь этих понятий. Обозначается проблема, вынесенная в тему классного часа: «Почему слово «мама» главное для любого человека, вне зависимости от национальности, конфессиональной принадлежности и цвета кожи?». Классный руководитель доносит до учащихся мысль о том, что материнская любовь всегда безусловна. О том, что каждый человек в неоплатном долгу перед человеком, подарившем ему жизнь. А, как известно «долг платежом красен». И каждый из нас обязан заботиться о своей матери, оберегать ее так, как когда-то она оберегала нас. Переход ко второй части классного часа каждый педагог определяет самостоятельно, учитывая возраст воспитанников и эмоциональный настрой детей. Вторая часть классного часа посвящается разговору о безусловной материнской любви, формах её проявления, с учетом национальной традиции материнства. Две предыдущие части классного часа являются подготовительными для проведения практической деятельности учащихся. В третьей, заключительной части классный руководитель подводит их к тому, что в повседневной жизни мы принимаем заботу мамы о нас как должное, но и сами должны проявлять внимание и заботу о ней. Здесь ребята должны ответить на вопрос: Как в повседневной жизни я могу сберечь маму? Ответы дети выражаются путем создания Кодекса заботы о матери (для основной и старшей школы, Правил заботы о матери (для начальной школы). В выше названных документах должны быть озвучены конкретные повседневные действия каждого учащегося в важном деле заботы о матери. Здесь учащихся необходимо вывести на понимание значимости таких действий как уберечь маму от излишних волнений, напряжения, переутомления, разделить с ней домашние заботы, радовать маму своими успехами и т.д. Дидактические материалы (иллюстрации, музыкальные файлы, стихи, фотографии) для конструирования Единого Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке» предложены учителям, педагогам на сайте Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования по адресу: www.idppo.kubannet.ru в разделе «Методические рекомендации». 19 ноября на сайте будут выставлены лучшие разработки классного часа – разработки победителей краевого конкурса. Примерные сопутствующие мероприятия Дня матери в образовательном учреждении 1-4 класс - Конкурс рисунков «Моя милая мама» - Спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья» - Праздничный концерт «Для милых мам» 5-6 класс - Фотовыставка «Самая родная» - Семейная гостиная «При солнышке тепло, при матушке добро» - Семейная программа «Вместе с мамой» - Конкурс творческих работ «Моя мама - мастерица» - Конкурс открыток «Подарок своими руками» 7-8 класс - Конкурс стенгазет и плакатов «Берегите матерей» - Праздничный концерт «Самой дорогой посвящается…» - Создание социального ролика «Мамины заботы» 9-11 класс - Конкурс сочинений «Моя мама» - Круглый стол «Дарующая жизнь» - Интерактивная выставка «Благодарю тебя, родная» - Фотовыставка «Материнская любовь» Общешкольный конкурс чтецов стихотворений о матери. Проведенные классные часы по теме «Главное слово на любом языке» должны найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, или на стендах. Рекомендуемый список литературы Мартыненко О. Доля ты русская, долюшка женская / О. Мартыненко // Наука и религия. – 2012. – № 3. – С. 20-23. Отечественная женская история на основе фольклорных, церковных, летописных памятников о быте, досуге, роли женщины в семье. Митрополит Нестор (Анисимов А. А.; архиепископ; 1885-1962) «Ах, какие женщины у этих христиан…» : облик женщины в свете христианства / Митрополит Нестор (А. А. Анисимов) // Духовно-нравственное воспитание. – 2011. № 7. – С. 48-58. Цимбаленко С. В. Роль матери в нравственном воспитании ребенка / С. В. Цимбаленко // Воспитание школьников. – 2011. № 9. – С. 55-58. Выступление на родительском собрании. Сценарии Айвазова Н. Сезон охоты на динозавра, или Материнское сердце / Н. Айвазова // Педсовет. – 2012. – № 1. – С. 2-4. Сценарий ко Дню матери или 8 Марта. Андреева Е. Самое красивое слово : День матери / Е. Андреева // Классное руководство и воспитание школьников : Издательский дом «Первое сентября». – 2010. – № 21 (нояб.). – С. 34-36. Пословицы, поговорки, высказывания, стихи о матери, которые можно использовать для проведения праздника. Арбатская Л. Н. Родина начинается с матери / Л. Н. Арбатская // Педсовет. – 2010. – N 9. – С. 8-10. Арбатская Л. Н. Родина начинается с матери / Л. Н. Арбатская // Педсовет. – 2010. – № 9. – С. 8-10. Вечер, посвященный Дню матери. Биккулова А. Р. «Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг» : внеклассное мероприятие ко Дню матери / А. Р. Биккулова // Завуч начальной школы. – 2012. – № 2. – С. 53-63. Сценарий мероприятия для начальных классов. Боева Е. В. День матери / Е. В. Боева // Педсовет. – 2011. – № 8. – С. 21-23. Сценарий праздника для начальных классов. Быкова Г. В. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать! / Г. В. Быкова // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 8. – С. 45-47. Сценарий для проведения праздничного мероприятия для 4-5 классов. Василенко Т. П. Профессия моей мамы / Т. П. Василенко // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 72-76. Сценарий ко Дню матери. Василенко Т. П. Профессия моей мамы : III-IV классы / Т. П. Василенко // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 72-76. Сценарий проведения праздника посвященного мамам, его можно приурочить ко Дню матери или празднику 8 Марта. Васильева Е. В. «А мать все ждет, живет и дышит нами» / Е. В. Васильева // Открытая школа. – 2012. № 2. – С. 21-25. Сценарий праздничного вечера, посвященного Дню матери. Выходцева И. Небесное и земное материнство / И. Выходцева // Духовно-нравственное воспитание. – 2011. № 6. – С. 65-67. Литературно-музыкальная композиция. Гутова З. П. При солнышке тепло – при матушке добро : сценарий / З. П. Гутова // Начальная школа. – 2010. – № 10. – С. 95-98. Портнягина В. «Белые платочки…» / В. Портнягина // Духовно-нравственное воспитание. – 2012. № 2. – С. 53-57. Школьный праздник, посвященный женам-мироносицам. Черкашина А. И. Маленькая хозяйка большого дома / А. И. Черкашина // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 8. – С. 8-9. Сценарий игровой программы, посвященной Дню матери для учащихся 5-6 классов. Южикова М. А. День матери // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 71-75. Классный час, посвященный Дню матери. Образ матери в художественной литературе Биркхойзер-Оэри С. Мать : архетипический образ в волшебных сказках / С. Биркхойзер-Оэри ; пер. с англ. ; под ред. М.-Л. фон Франц. М. : Когито-Центр, 2006. 254 с. (Юнгианская психология). Волков Ю. А. Сей гимн о матери моей... : [поэтический сборник] / Юрий Волков. – Пущино : Фотон-век, 2009. – 72 с. : портр. Воскресенская З. И. Сердце матери: / З. И. Воскресенская. – М. : Детская литература, 1985. – 262 с. : ил. Рассказы из жизни Марии Александровны Ульяновой. Горький М. Мать / Максим Горький. – М. : Советская Россия, 1985. – 304 с. – (Биография отечества). Егорова Л. Н. Чтобы связь не оборвалась… / Л. Н. Егорова // Уроки литературы. – 2012. № 5. – С. 13-15. Урок внеклассного чтения по рассказу Бориса Екимова «Говори, мама, говори…». Мать : антология стихотворений русских и советских поэтов о матери / сост. и авт. предисл. В. Коротаев. – Вологда : КИФ «Вестник», 1992. – 335 с. : ил. Распутин В. Г. Дочь Ивана, мать Ивана / В. Г. Распутин. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 214 с. : ил. В центре остросюжетной повести судьба рядовой современной семьи, выброшенной на обочину рыночной жизни. Мать семейства, защищая честь и безопасность своих детей, вершит над преступниками собственный суд справедливости. Сароян У. Мама, я люблю тебя : роман, повесть, рассказы, воспоминания / У. Сароян ; сост. Р. Рыбкин. – М. : Пресс Лтд., 1994. – 397 с. – (Классики ХХ века). Страницы истории Тончу Е. А. Россия – страна материнская / Елена Тончу. – СПб. : Издательский Дом ТОНЧУ, 2004. – 447 с. : ил. Урусова Н. В. Материнскiй Плачъ Святой Руси : [воспоминания] / Н. В. Урусова. – М. : Русский Паломник, 2006. – 559 с. : ил., портр. – (Библиотека журнала «Русскiй Паломникъ»). Этнография детства : сб. фольклорных и этнографических материалов / Рос. фонд культуры и др. ; зап., сост., аннотации и фотографии Г. М. Науменко ; рис. Г. А. Скотиной. – М. : Беловодье, 1998. – 390 с. : ил. Автор составил энциклопедию традиционной крестьянской жизни матери и ребенка. В форме подлинных рассказов русских крестьян, хранителей самобытного народного языка, напевов, образов, книга раскрывает всю систему народной педагогики от зачатия, рождения до пестования, лечения, начального воспитания Электронные ресурсы http://scenarii.ru/scenario/index1.php?raz=2&prazd=1127 Сценарии ко Дню матери для школьников. http://www.numi.ru/list.php?razdel=%CD%E0%F7%E0%EB%FC%ED%E0%FF Методический центр numi.ru (научные, учебные, методические издания). http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://www.proshkolu.ru |
|
Всего комментариев: 0 | |
Подписаться
RSS