Рекомендации по планированию методической работы в общеобразовательном учреждении
23:08

Материалы для заместителя директора по учебно-методической работе >>> СКАЧАТЬ
Планирование методической работы может быть краткосрочным (оперативным) и долгосрочным (перспективным). При этом необходимо соблюдать: единство целевой установки и условий реализации; сочетание государственных и общественных отношений; стабильность и гибкость планирования.
Каждый план должен:
- иметь анализ методической работы за прошедший учебный год;
- содержать систему мер по обеспечению работы с указанием сроков и
  исполнителей;
- разрабатываться на коллегиальной основе;
- отражать фактическое состояние учебно-воспитательного процесса
- быть полным, конкретным и реальным;
- иметь конкретные задачи на новый учебный год.
Предлагаемая структура годового плана может быть изменена с учетом специфики конкретного учреждения, но она должна, во-первых, иметь аналитическую часть, в которой получает отражение анализ работы методической службы за прошедший год, сравнение полученных результатов с планируемыми, выявление проблем и причинно-следственных связей, определение негативных факторов и факторов успешности, определение критериев эффективности методической работы; а во-вторых, необходимо определить реальные цели и задачи на предстоящий учебный год.
Каждое образовательное учреждение вправе дополнить план своими разделами, отражающими актуальные проблемы методической работы.
   
Примерная структура разделов для планирования методической работы:

1)  Работа методического совета школы (4 заседания).
2) Руководство повышением квалификации педагогических кадров - (подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, работа  профессиональных объединений педагогов, самообразование, семинары, конференции, выставки, конкурсы профессионального мастерства, творческие объединения педагогов, открытые уроки и внеклассные мероприятия).
3)Обеспечение развития инновационной деятельности - (научная, исследовательская, опытно-экспериментальная работа, применение новых педагогических технологий).
4)Организация системы обеспечения программно-методической деятельности -  (государственные стандарты образования, районный и школьный компоненты, новые учебники пособия, методические рекомендации Министерства образования, ДОН, УО,  ККИДППО).
5) Формирование информационно-педагогического банка достижений науки и передовой практики - (банк данных передового педагогического опыта учителей школы в компьютерном варианте, разработки уроков и внеклассных мероприятий, доклады, рефераты, диагностические материалы потребностей и запросов педагогов, мониторинг профессионального творчества педагогов, работа кабинета педагогической информации).
6) Аттестация педагогических кадров - (работа аттестационной комиссии школы, оформление соответствующей документации, творческие отчеты учителей, воспитателей ).
7) Управление методической работой - (создание условий для творческой деятельности педагогов, работа с молодыми учителями, контроль за деятельностью методических подразделений школы, работа над единой  дидактической (воспитательной) проблемой педагогического коллектива, поощрение педагогов, дальнейшее совершенствование модели методической службы школы)
8) Укрепление материально-технической базы - (накопление раздаточного, дидактического материала, оформление учебных кабинетов, деятельность кабинета педагогической информации).

Администрация образовательного учреждения может использовать вариативные подходы к планированию методической службы.

Перспективное планирование методической службы соответствует общей программе развития образовательного учреждения (на 3-5 лет) и обеспечивает преемственность, системность в работе, разработку нового варианта системы методической службы, направления                      деятельности по определенной проблеме школы. План можно выстроить по следующей схеме:  анализ методической работы за последние 2-3 года;
-    определение проблемы по методической деятельности;
-    постановка целей и задач методического обеспечения;
-    определение основных направлений совершенствования методической деятельности;
-    обозначение форм методической работы, в т.ч. нетрадиционных;
-    выбор модели оптимального варианта системы методической работы;
-    разработка критериев эффективности методической работы.;
-    укрепление научно-методической и дидактической базы учреждения.

Оперативные планы (календарные, месячные, недельные, планы конкретных мероприятий). Такие планы имеют более конкретные цели и задачи и небольшие  сроки для их реализации.

Комплексно-целевой план по  методической работе (по месяцам).
Данный план должен иметь определенную проблему и может быть спланирован по следующим направлениям деятельности:
-    информационно-аналитическое;
-    работа с педагогическими кадрами;
-    работа с учащимися;
-    научно-методическая деятельность;
-    управление методической работой;
-    финансовое и материально-техническое обеспечение.

Планируя методическую работу на новый учебный год, необходимо знать запросы и потребности своих педагогов. С этой целью следует провести анкетирование по следующим вопросам:

-    Назовите наиболее существенные, с Вашей точки зрения, трудности
         в работе?
-    По каким проблемам Вы хотели бы получить методическую помощь?
-    По каким проблемам Вы хотели бы изучить опыт своих коллег?
-    Каким опытом Вы могли бы поделиться?
-     ( другие вопросы по Вашему усмотрению)
В результате анкетирования выявляются четыре группы учителей. Как с ними организовать работу? Необходимо соблюдать индивидуальный ,дифференцированный подход , изучать личность каждого педагога, знать его опыт, проблемы и видеть перспективу  творческого самоопределения.

Первая группа - высокого педагогического мастерства. Эти учителя работают на доверии. Они главные помощники для заместителя директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых учителей. Они являются руководителями методических объединений, творческих групп. Это организаторы и проводники новых идей и методик.

Вторая группа - совершенствования. Эти учителя в основном работают самостоятельно, дают уроки показы по своей проблеме. Их деятельность изучается и контролируется администрацией школы. Они являются кандидатами на переход в группу высокого мастерства.

Третья группа - становления. В эту группу входят молодые учителя. С ними необходимо организовать работу по определенному плану. Для них проводятся индивидуальные консультации, семинары, практикумы. К работе с молодыми учителями целесообразно привлечь школьного психолога. За их деятельностью необходим внутришкольный контроль, который бы побуждал молодого учителя к самооценке своей педагогической деятельности. В ходе такого контроля следует оказывать методическую помощь.
Четвертая группа - учителя, которые нуждаются в постоянной методической помощи, строгом административном контроле.



Примерная схема анализа за учебный год
методической службы общеобразовательного учреждения.

1.    Реализация целей и задач методической службы за прошедший учебный год.
2.    Модель методической службы  образовательного учреждения ( все
      подсистемы существующей модели , их нормативно- правовая база  ).
3.    Основные направления и содержание методической деятельности.
4.    Работа над единой проблемой  школы.(сама проблема, этапы работы).
5.    Эффективность деятельности профессиональных объединений педагогов  (предметные  методические объединения, кафедры, проблемные  группы, лаборатории, другие нетрадиционные объединения педагогов).
6.    Повышение квалификации педагогических кадров (общий уровень профессиональной подготовки педагогов, прохождение курсов повышения квалификации, система мероприятий внутришкольного повышения квалификации, результативность этих мероприятий, аттестация педагогов, работа по самообразованию, оказание методической помощи).
7.    Методическое обеспечение образовательного процесса в образовательном учреждении (анализ уровня преподавания по образовательным областям, изучение и обобщение педагогического опыта, работа педагогов по авторским или полуавторским  программам, наличие дидактических и  методических  разработок, осуществление внутришкольного контроля за методической работой, результаты диагностических мероприятий).
8.    Опытно-экспериментальная, инновационная,  исследовательская деятельность педагогов  (тема, цель, этапы, критерии,  результаты, связь с вузами,  собственные наработки, рекомендации, публикации др.)
9.    Материально-техническая база методической службы учреждения.
    (методическая и  техническая  оснащенность учебных кабинетов,
     наличие и  содержание  работы  кабинета педагогической информации)
10.    Блок проблем и недостатков по методическому обеспечению образовательного процесса.
11.    Выводы и предложения по совершенствованию методической работы.
12.    Определение задач на новый учебный год.
Просмотров: 2139 | Добавил: cro_37243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
0
0
0
0