Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиаде
10:00

География
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии для учащихся проводится в один тур, который состоит из двух раундов: тестового и аналитического.
Целью тестового  раунда является проверка знания участниками географической номенклатуры, основных терминов, понятий, определений, изучаемых в курсе школьной географии, а также знание географии своего родного края.
Аналитический раунд должен помочь  выявить у учащихся аналитические навыки: распознавание образов, определения логических цепочек и причинно-следственных связей, сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными критериями) различных географических объектов, стран и т.п.
Время на проведение каждого из двух раундов распределяется следующим образом:
- 1 час - на тестовый раунд;
- 1,5 часа -  на аналитический раунд.
Таким образом, общее время на проведение муниципального этапа (с учетом времени на инструктаж, перерыв между раундами, раздачу тестов и заданий аналитического раунда) составит около 3 часов.
При ответе не допускается использование школьных географических атласов и любых других справочных изданий.
Раздел "География" портала Всероссийской олимпиады школьников: http://www.rusolymp.ru/
Кубановедение
Задания олимпиады по кубановедению включают в себя материалы из нескольких предметных областей (история, география, искусство, литература, русский язык).
Основу заданий для школьников 8-11 классов составляют сведения по истории Кубани (50%). В целом они соответствуют тем хронологическим периодам, которые изучаются в том или ином классе. Вопросы нацелены на актуализацию  знаний учащихся о знаменательных событиях в жизни края - их  предистории. Например: разрушение памятника Екатерине II  в начале. ХХ в. и его восстановление в 2006 г.
Искусство (ИЗО и музыка)- задания, включают  материалы, изучаемые по программе, но вместе с тем, некоторые из них несколько выходят за рамки учебно-методического комплекса. Они отображают важнейшие вехи в культурной жизни Кубани.
Литература - вопросы составлены в русле программы. Предполагается знание участниками олимпиады авторских высказываний о наиболее известных литературных  персонажах и событиях, что соответствует тематике заявленной олимпиады.
Русский язык - задания нацелены на  выявление знаний школьников  о своеобразии речи кубанцев и в рамках раздела программы предлагают объяснить смысл слов и словосочетаний.
Интегрированный характер олимпиады определяет возможность включения в материалы задания вопросов по биологии, и экологии края.
По форме задания могут носить характер тестов различных видов вопросов на соотнесение и сравнение персоналий
вопросов на определение явлений и характеристику их типов  и  др.
Обществознаниe
Олимпиада по обществознанию на 1-ом и 2-ом туре муниципального этапа будет проводиться по трем параллелям: 9, 10 и 11 классы по заданиям, составленным с учетом возрастных особенностей и требований к уровню их знаний. Олимпиадные задания по обществознанию отражают в себе различные содержательные линии курса (социология, политология, экономика, психология, юриспруденция, менеджмент и др.), что необходимо учитывать при подготовке школьников к олимпиаде. При подготовке к муниципальному и региональному этапам олимпиады рекомендуем школьникам и учителям использовать следующую литературу:
Литература, рекомендуемая  для подготовки к олимпиаде по обществознанию
Обязательная литература
Человек и общество: учеб. пособие для 10-11 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М., 1999.
Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М., 1999.
Никитин А.Ф. Основы государства и права: Для 10-11 кл. М., 1999.
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие/под ред. С.И. Козленко - М.:АПКиППРО, 2006.
Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып.1 или 2 -М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература.
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: конспекты ответов. - Серия "Домашний репетитор". М.,1999.
Школьные экзамены. 1450 экзаменационных билетов и готовых ответов. 11 класс. М., 1999.
Никитин А.Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 9 кл. М., 1999.
Курбатов В.Н. Обществознание: Учебник для 10-11 кл. Ростов н/Д, 2001.
Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб, 1999.
Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 кл. М., 2000.
Методические рекомендации по курсу "Человек и общество" / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. М., 2000. В 2 частях.
Обществознание: Варианты ответов централизованного тестирования. М., 2001.
Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание. М., 2000.
Обществознание: Учеб. пособие / Под ред. В.М.Юрченко. Краснодар, 2001.
Готовимся к экзамену по обществознанию: Учеб. пособие / Под ред. В.М.Юрченко. Краснодар, 2001.
Готовимся к тестированию. Обществознание: Учеб.-метод. Пособие / Гл. ред. В.М.Юрченко. Краснодар, 2000.
Обществознание: Учеб пособие для абитуриентов /Отв. ред. В.И.Черный. Краснодар, 1998.
Липсиц И.В. Экономика: Учеб. для 10-11 кл. М., 2000. В 2 т.
Автономов В.С. Введение в экономику: Учеб. пособие для 9-10 кл. М., 2000.
Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие для 10-11 кл. М., 1999.
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций: Учебник для 10-11 кл. М., 2000.
Человек и общество. Современный мир / Под ред. В.И. Купцова. М., 1994.
Малышевский А.Ф. Введение в философию. М., 1998.
Кулаков А.Е. Религии мира: Учеб. пособие для 10-11 кл. М., 1996.
Обществознание: Пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. М.Н.Марченко. М., 2000.
Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1998.
Политехническая олимпиада
Победители и призеры зонального этапа  Политехнической олимпиады, включенные в списки участников заключительного этапа региональной олимпиады, должны представить в Центр дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Гастелло, 26) работы (проекты)  до 1 февраля 2009 года.
Заключительный этап региональной политехнической олимпиады будет проходить в 2-а тура: 1-ый тур - теоретический тур (решение задач инженерной направленности), 2-ой тур - практический тур (защита научных проектов).
Требования к оформлению работ (проектов)
Общие требования
В состав работы входят следующие части: титульный лист, краткая аннотация, научная работа (проект). Эти части работы выполняются на отдельных листах и не скрепляются между собой.
Требования к тексту
Весь текст выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь - 210 мм, вертикаль - 297 мм) текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель) через полтора интервала между строками на одной стороне листа. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.
Состав работы
Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия олимпиады, работы, населенного пункта; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность, место работы).
Краткая аннотация объемом не более 10 строк (60 знаков в строке с учетом пробелов), представляет собой краткое описание работы на простом, понятном широкой публике языке с указанием элементов новизны проведенных исследований и полученных результатов. Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице.
Научная работа (проект)
Проект в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской (творческой) работы.
Все сокращения в тексте проекта  должны быть расшифрованы. Объем текста проекта, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10-15 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.
Олимпиада по технологии.
С учетом содержания ОО "Технологии" в 9-11-х классах олимпиада может проводиться по следующим направлениям:
технология обработки конструкционных материалов;
технология обработки ткани;
художественная обработка материалов;
техника, техническое творчество;
культура дома и декоративно-прикладное творчество;
проектная деятельность.
1-й и 2-й (зональный) тур муниципального этапа олимпиады по технологии проводятся по номинации "лучшая технологическая подготовка" и предполагает  два тура:
тестовую диагностику технологических знаний;
практическое задание по технологии.
Для участников направления "Культура дома и декоративно-прикладное творчество" необходимо  иметь:
ножницы; иглы для ручных работ; нитки "Идеал" (серые, черный, белые); линейку; портновские булавки; карандаш "2М"; мел портновский; ручку.
Для участников направления "Техника, техническое творчество":
ручку; карандаш "М"; линейку.
3-й (региональный) этап всероссийской олимпиады школьников по технологии проводится по двум номинациям:
- лучшая творческая работа (конкурс творческих проектов);
- лучшая технологическая подготовка. Второе направление предполагает два тура:
тестовую диагностику технологических знаний;
практическое задание по технолог
Подведение итогов:
Уровень технологических знаний определяется по рейтинговой системе (сумме набранных балов).
Практические задания оцениваются с учетом качества выполнения технологических операций, соблюдения творческого подхода, эстетичности, временных затрат.
Критериями оценивания творческих проектов являются:
практическая значимость; оригинальность; степень сложности; качество выполнения; уровень самостоятельности; качество пояснительной записки; качество зашиты; использование современных информационных технологий
Общие требования при выполнении заданий теоретического и практического туров по Физической культуре
Для выполнения заданий практического тура участники должны меть при себе спортивную форму в соответствии с требованиями, предъявляемыми к конкретному виду спортивной деятельности.
Использование украшений не допускается.
За нарушение требований к спортивной форме участник, по решению главного судьи испытания, наказывается штрафом или может быть не допущен к выполнению заданий.
Использование мобильных телефонов и других средств связи, общение между участниками, а также участников и членов делегации во время выполнения задания не разрешается.
За нарушение п. 4.4 участник, по решению главного судьи, может быть оштрафован или, в случае грубого нарушения, отстранен от участия в испытаниях.
Для выполнения упражнений на всех видах испытаний участникам предоставляется только одна попытка.
Методические рекомендации.
Теоретический тур может содержать задания различных типов:
- тестовые задания открытой формы, без предложенных вариантов завершения;
- тестовые задания закрытой формы, с предложенными вариантами завершения.
Степень сложности предлагаемых заданий рассчитана на разноуровневую подготовку участников олимпиады и направлена на выявление наиболее эрудированных и подготовленных школьников.
Литература, предлагаемая для подготовки учащихся:
1. Бутин И.М. Физическая культура: 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников. - М. : ВЛАДОС, 2003.
2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2003.
3. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России. - 13-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко и др. - М. : Физкультура и спорт, 2004.
4. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета "Физическая культура" / Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. - М. : СпортАкадемПресс, 2003.
5. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета "Физическая культура" / Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. - М. : СпортАкадемПресс, 2003.
6. Чесноков Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: учебно-методическое пособие / Н.Н. Чесноков, А.А. Красников. - М. : Спорт-АкадемПресс, 2002.
7. Чесноков Н.Н. Олимпиада по предмету "Физическая культура" / Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А. Красников. - М. : Физическая культура, 2005.
8. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году / Под общ ред. Н.Н. Чеснокова. - М. : АПКиППРО, 2006. - 104 с.
9. Балашова В.Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний: методическое пособие / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков. - М. : Физическая культура,2007. - 132 с.
Требования к оформлению проектов по экологии

Проект предоставляется в двух экземплярах. Каждый экземпляр следует предоставить в отдельной папке без файлов. Работа выполняется на бумаге форматом А4 (210*297мм). Поля: верхнее, нижнее по 15 мм, левое - 30 мм, правое 10 мм. Шрифт - кегль 14, интервал - одинарный. Весь графический материал, используемый в работе, должен быть хорошо читаемый. В тексте необходимо указывать ссылки на используемые литературные источники. Все материалы, переданные для участия в региональной олимпиаде, не возвращаются. Структура работы следующая: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Образец заявки:
Заявка на участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии
№    ФИО ученика    ФИО руководителя    Территория    Школа    Класс    Название проекта
1.                                            

Методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиаде по экономике
Олимпиада по экономике будет проводиться для школьников 9- 11 классов по единому комплекту заданий, что необходимо учитывать при подготовке учащихся к олимпиаде по экономике.
При подготовке к школьному и муниципальному этапам, а также и региональному этапу олимпиады рекомендуем школьникам и учителям использовать следующую литературу:
Литература, рекомендуемая для подготовки учащихся:
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Боголюбова Л.Н., Лабезниковой А.Ю. - М.: Просвещение, 1999.
Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова.- В 2-х книгах. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Любимов Л.Л., Ранеева Н.А. Основы экономических знаний. - М.: Вита-Пресс, 1997.
Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Равичев С.А. и др. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11 классы). Серия учебно-методических материалов программы "Современная экономика". М., Наталис, 1998.
Равичев С.А. и др. Сборник задач по экономике с решениями. Серия учебно-методических материалов программы "Современная экономика". М., Наталис, 1998.
Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников. М., "Эконов", 1995.
Липсиц И.В.. Экономика (Экономика без тайн), 2-е издание, переработанное и дополненное. М., "Вита-Пресс", 1997.
Симонов А.С.. Экономика на уроках математики. Библиотека журнала "Математика в школе". М., "Школа-Пресс", 1999.
 Вигдорчик Е.А., Нежданова Т.М. Элементарная математика в экономике и бизнесе. Серия "Экономика для школ России". - М.: Вита-Пресс, 1995.
Материалы IV Всероссийской олимпиады по экономике для школьников. Школьный экономический журнал, № 3, 1999.
Материалы V Всероссийской олимпиады по экономике для школьников. Школьный экономический журнал,  № 3,4, 2000.
Материалы VI Всероссийской олимпиады по экономике для школьников 2001 года. Школьный экономический журнал, №1, 2002.
 Материалы VII Всероссийской олимпиады по экономике для школьников 2002 года. Школьный экономический журнал, № 2, 2002.
Мицкевич А.А.. Сборник заданий по экономике. М.: Вита-Пресс, 1997.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Методическое пособие. Книга 1. М.: Вита-Пресс, 1997.
Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Методическое пособие. Книга 2. М.: Вита-Пресс, 1999.
Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации. Учеб. пособие / Е.Ф.Борисов. - М., Высш. шк., 2001.
Просмотров: 6608 | Добавил: cro_37243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
3 tatjana-kush69 • 21:55, 09.12.2015
Спасибо.
avatar
0
0
0
0